|
Атанагильд - везиготский король конца VI в., который стремился избавиться от своих византийских союзников. Ему с помощью выходцев из Скифии удалось отбить Севилью, но нападение на Кордову закончилось провалом (Chron. Caesaraug., с. 568). Чтобы иметь возможность направить все свои силы на изгнание византийцев, А. удачной брачной политикой обеспечил себе мир с франками. Его дочь Брунхильда стала женой короля Сигиберта. До самой своей смерти в 613 г. эта удивительно способная и политически одаренная женщина царила на политической сцене франкского государства. Брат Сигиберта Хильперик женился на сестре Брунхильды Галсвинте, но этот союз оказался недолговечным, и вскоре дочь вестготского короля была убита (Григорий Турский, 4, 27 и сл).
При А. учитывается существование в Бетике трех политических сил: византийцев в прибрежных областях, автономных городов Кордовы и Севильи в долине Гвадалквивира и вестготов в глубине страны. Севилью могли занять византийские союзники Атанагильда. О захвате обширной части внутренней Андалузии византийцами говорит и еще один факт: на Третьем Толедском соборе не были представлены епископы Кордовы, Эсихи, Кабры, Мартоса, Ла Гвардии и Гранады. Так как в остальном на этом соборе присутствовал почти весь вестготский епископат, отсутствие шести епископов из довольно небольшой области особенно примечательно.
Вестготам тогда принадлежала только Кордова, большинство других городов, по-видимому, было под властью византийцев. Византийским было побережье от Картахены до Малаги, а кроме того города Медина Сидония и Хигонса (к северу от Медины Сидонии).
Когда в 568 г. умер Атанагильд, государство вестготов оказалось в крайне тяжелом положении. Но именно при нем отмечалось закрепление вестготов на землях, до которых они дошли из Скифии много раньше. Высшая точка переселения вестготов обычно указывается на 507 г. Но движение осуществлялось несколькими волнами. Уже под 494 и 497 гг. Сарагосская Хроника сообщала о том, что вестготы поселились в Испании. До тех пор они, хотя и подчинили себе значительную часть Иберийского полуострова, но сами занимали только важнейшие опорные пункты; с уверенностью можно говорить лишь о присутствии вестготов в Мериде, где в 483 г. вестготский герцог совместно с епископом позаботились о восстановлении разрушенного моста через Гвадиану (Vives, 363). Возможно, какое-то число готов поселилось в древнекастильской Месете, приблизительно в области Паленсии, после победы над свевами (d'Abadal, S. 43).
Переселенческое движение завершилось только в 531 г., когда после поражения Амалариха (см.) многие вестготы покинули потерянные территории. На них осталась лишь незначительная часть низшего слоя вестготского общества. В VII веке в области Родеза все еще жили готские государственные рабы (E. Ewig, Volkstum und Volksbewusstsein in Frankenreich des 7. Jahrhunderts, 5. Settimana di Studio, Bd. 2, publ. Spoleto 1958, S. 591, 685).
Некоторые беженцы поселились в части Галлии, оставшейся под вестготской властью и получившей название Септимания. Основная масса этноса, скорее всего, при А. переместилась во внутренние области Испании; в пользу этого предположения говорят кладбища с расположением могил рядами (Reihengraberfriedhofe), засвидетельствованные в основном на территории современных провинций Сеговии, Мадрида, Паленсии, Бургоса, Сории и Гвадалахары. Подобные кладбища, лишь частично исследованные в Испании, в то же время появляются на территории современной Франции. В Испании до сих пор известны примерно 30 таких кладбищ.
По всей видимости, вестготская знать в особенности предпочитала окрестности Кордовы и Мериды. Такое стремление вполне понятно, если учитывать, что Мерида постоянно упоминается в источниках в качестве королевской резиденции. Кордова после ее повторного завоевания Леовигильдом также стала важным опорным пунктом, обеспечивавшим вестготскую власть в Бетике. Факт того, что готская знать селилась в тех регионах страны, где не было поселений низших слоев племени, имел большое значение для этнической эволюции вестготов. В римском окружении руководящий слой быстро подвергся сильной романизации. С полной достоверностью нельзя установить, сколь долгое время знатные готы продолжали говорить на своем языке. И все же, так как после переселения вестготов в Испанию в современный романский язык перешло только несколько готских слов, можно сделать вывод, что процесс романизации сделал большие шаги вперед уже в VI веке (Gamillschegg, Historia linguistica, S. 244).
Аристократы очень быстро перестали пользоваться родным языком, он стал уделом низших слоев общества и совершенно исчез, вероятно, в VII веке (Gamillschegg, Romania Germanica I, S. 355).
Невозможно с уверенностью определить численное соотношение вестготов и романского населения. Р. Менендес Пидаль насчитывает около 8 миллионов римлян (Historia de Espana, S. XVII). Дж. К. Расселл, напротив, говорит о населении в 3-4 миллиона человек, что представляется чрезвычайно низкой цифрой (J. C. Russell, Late ancient and Medieval Population, Transactions of the American Philosophical Society, NS 48, 3 Philadelphia 1958).
Романскому населению противостояло около 80-200 тыс. вестготов, так что готское племя составляло лишь 1-6,5 процентов от общей численности населения Испании. Следовательно, вестготы оказались в меньшинстве даже в основной области расселения, на что указывает и появление топонимов с компонентом "готский". Одного численного сопоставления вестготов и римлян достаточно для того, чтобы объяснить причины романизации пришельцев во времена А. (Дитрих Клауде "История вестготов").
|
|