|
Амазонки ("а-мазы": без груди) - женщины-воительницы, которых в античности считали потомками женщин из дружин скифских царей Плина и Сколопита (см.; связывают с событиями около 21 в. до н.э, времен ассирийского царя Нина, прекратившего господство скифов в Азии).
Якобы А., убивавшие мальчиков и мужчин, своим дочерям атрофировали одну грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука (оружие известно с конца палеолита, нередко изобретение связывали со скифами; по мифам, скиф Тевтар научил стрелять из лука самого Геракла).
Древние пласты сказаний об амазонках относят к матриархату каменного века (например, иудеи сохраняют традиции его и ныне). Там амазонка Орифия (Орития) становится женой бога северного ветра Борея, живущего на горах Рипах (Рифах). Крылатые дети Орифии - Зет и Колоид, - участники похода аргонавтов.
Царица амазонок Ипполита получила от самого Ареса (см.) роскошный пояс, который смог отвоевать для дочери своего тщедушного царя лишь Геракл. Войска царицы амазонок Пентисилии (Пенфесилеи - "пятерых осиливающей") пытались оборонять Трою, но Ахилл убил тяжелым копьем прекрасную царицу. Созданием А. считался город Эфес, где последний покой нашла мать Христа (сама Богородица). Многие женские образы мифов (Артемида, Афина, Фетида и другие) так или иначе являют черты амазонок.
Скифы называли А. "эорпата", что по-эллински во времена Гуродота означало муже-убийцы ("эор" - муж, "пата" - бить, убивать). Тем лишь подчеркивалось, что скифы неплохо владели греческим языком (чему немало археологических подтверждений). Об А. Приазовья греки-эллины рассказывали так. После победоносного сражения с А. Южном Причерноморье при Фермодонте (до войны под Троей) эллины якобы возвращались на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько удалось захватить живыми.
В открытом море А. напали на эллинов и перебили мужчин. Однако они не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. Корабли носило по волнам и, гонимые ветром, они пристали к городам-крепостям Кремнам на озере Меотида. Кремны (от них и ведут ононим Крым) находились в земле свободных скифов. Здесь А. сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на лошадях, принялись грабить Скифскую землю.
Скифы еще до войны под Троей (свыше 33 в. назад) не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя А. были им незнакомы (родство поляниц-воительниц со скифами за века забылось). Приняв их за молодых мужчин, вступили в схватку. После битвы несколько тел попало в руки скифов. Тогда решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. В итоге сложного налаживания отношений удалось получить от А. детей.
Каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся. Мужья не могли выучиться языку своих жен, тогда как А. усвоили язык мужей. Когда стали понимать друг друга, мужчины сказали: "У нас есть родители, имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Но вы одни будете нашими женами, других у нас не будет". На это амазонки ответили: "Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; а к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами, желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям, получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе".
Юноши возвратились А., получив свою долю наследства. А. сказали: "Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились отцов, а мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе выселимся и будем жить за рекой Танаисом".
Юноши согласились. Переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от реки и три дня на север от озера Меотида. Прибыв в местность, где обитали во времена Геродота, поселились там. Так образовались савроматы ("братья по матери" и т.п.).
С тех пор савроматские женщины сохраняли свои стародавние (казацкие) обычаи: вместе с мужьями и даже без них верхом выезжали на охоту, выступали в походы и носили одинаковую одежду с мужчинами. Савроматы говорили по-скифски, но исстари неправильно, так как А. все же плохо усвоили этот язык. Девушки из савроматова не выходили замуж, пока не убивали врага. Некоторые умирали старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии были выполнить обычай. Как "ведьмы степей", давшие начала гуннам, вероятно, их наследницы упоминаются гето-аланским писателем Иорданом.
Сказание о происхождении савроматов от А. и скифов-юношей относительно достоверно показывает технологию договорного формирования полиэтноса в античности, где полиэтничность являли прежде всего А., ради продолжения рода (женской линии) временно сходившиеся с мужчинами из любых народов.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота;
3. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
|
|