|
Арсак - скиф, который со своими дружинами от Дона (или Волги) около 251 г. до н.э. занял Парфию у юга Каспия, где и стал реальным основателем династии Аршакидов, первым царем династии (250 - 247 гг.).
В истоках скифская (что официоз и не любит) династия существовала несколько веков, выходцы из нее правили в Парфии и Армении, Албании (части Азербайджана) и в некоторых других странах. Персия даже после завоеваний Македонского не спешила принять греческую письменность, активно использовала семитское арамейское письмо. Аршакиды добились, что иранская речь перестала переводиться на арамейский. Жители округи стали читать и писать только по-ирански, т.е по индоевропейски. И эта индоевропейская линия торжествовала до арабских завоеваний, частью продолжается в округе Ирана и ныне.
Дахи (парны; "даки-парни") пришли с Арсаком с севера, но их иногда представляют только южнокаспийским иранским племенем (и забывающие об индоиранстве многих скифов). Одновременно с Арсаком царь Диодот установил господство северян и в Бактрии. Там на основе греческой письменности развился бактрийский язык (здесь умели писать на бересте тушью), а позже - практит (индийский язык) и буддийская вера. Арсак отвоевал заметную северо-восточную часть державы наследников Македонского.
Держава Селевкидов 312 - 64 гг. до н.э. шла от округи Каспия почти до Египта и Индии. Ее столицей стала Антиохия на реке Оронт, на тысячелетних путях между Скифией и Египтом. Из державы вскоре выделялись Пергам, Каппадокия, Вифиния (с царями Прусиями), Понт (царство Восточного Причерноморья), имевшие свои отношения с народами Скифии. А. захватил сатрапию Селевкидов Парфию, а его потомки и соседние страны. За ним А. правили Тиридат I (247 - 211), Артабан I и другие цари, включая нескольких Враатов, Митридатов и Вологезов. Пришельцы со временем были ассимилированы индоиранцами, но сохраняли близость и к армянам. Письмо развивалось на основе арамейского. От Тиридата I Армянского (62 - 80) в первые века нашей эры шла династия армянских Аршакидов, близких парфянским.
Марк Юниан Юстин в III в. н.э. излагал историю Помпея Трога 9 года н.э. с таким утверждением: "Рассказ о подвигах скифов, которые были достаточно велики и важны, следует вести с самого их происхождения: начало их истории было не менее славно, чем их владычество ...; сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок... Скифское племя всегда считалось самым древним...". Это позволяет относить первые волны вторжений на земли Парфии и Бактрии из Скифии к 4 - 3 тыс. до н.э., что соответствует представлениям о времени исхода индоевропейцев, включая и индоиранцев, на юг. Путем Арсака (Рысака) скифы проходили многократно, даже если вести счет от Прототея (Бартатуа) и Мадия.
Во времена Арсака власть в Бактрии захватил Диодот (ок.280 - 230), "Федот", до этого бывший здесь наместником Антиоха II. Около 250 г. он объявил Бактрию независимой и принял титул царя. Затем правил его сын, Диодот II. Греко-Бактрийское царство просуществовало около века, развивало греческие письменность и культуру. На его основе затем возникло Кушанское царство.
Имена типа Дионис, Диофант, Диоген больше характерны восточным индоевропейцам, к которым явно относился и Диодот. Римские историки могли зафиксировать скифов, как "родоначальников парфян и бактрийцев" именно в связи с событиями времен Арсака и Диодота, когда давление Скифии в сторону Индии вновь усиливалось. Риму еще предстояло оказывать сопротивление скифскому влиянию.
Сменившие около 250 г. уже нашей эры Аршакидов Сасаниды тоже имели немало связей с народами севернее Кавказа. Тогда у иранцев появилось манихейство - внешне похожее на зороастризм учение, но, по сути, прямо противоположное ему. Армянская династия потомков А. пала в 428 г. Традиция ононима в России продолжается фамилиями Арсаковы и т.п. Арсания - одно из княжений Руси 11 - 12 вв. назад.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.
|
|