|
Артания (Арсания) - "вид русов", русское княжение VIII ? - X вв., известное по средневековым арабским и персидским источникам. Большинство из источников признают, что русов три "вида" - Куяба, Славия и Артания. Относительно бесспорно, Куяба - это Киев, Славия или Слава (Салау) - Словенск, предшественник Великого Новгорода, выявление Артании чаще еще проблематично. Во времена Птолемея в округе гор Рип известны ставани и салии, от которых есть шанс вести историю Славии.
Рядом помещались и аорсы, у которых есть основания быть создателями Арсании. Ранее (Страбон и др. авторы) аорсы упомиинались у низовий Дона. Допускается участие их и союзников (сираков) в VI веке до н.э. в борьбе за трон Боспорского царства, где они помогли взять власть Евмелу (тот, в частности, очистил все Черное море от пиратов, выходит, с помощью аорсов имел и неплохой флот). От Дона около 250 г. до н.э. привел дружины на юг полководец Арсак, основавший славную династию Аршакидов для Парфии, Албании Кавказа, Армении… Карсанов на основе источников заключил, что в основе названия лежит индоарийское: arsa (скифо-сарм.), aresa (авест.), ars (осет.) - 'медведь', Avrsu~htai - "медвежатники" или "почитающие медведя" (медведи как символы Велеса остались на гербе Великого Новгорода).
"Артания" - одно из возможных чтений. Существуют варианты: "Арта", "Арсания" или даже "Арба". Отталкиваясь от сводов Заходера, переводов Гаркави и Новосельцева, об арса говорят следующее. Это один из трёх разрядов (видов и т.п.) русов. Он "особенно страшен". В страну арса никто не проникает, так как они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю Они живут на острове, размером три дня пути в длину и ширину. Климат - сырой. Кругом чаща, заросли. Царя русов называют каган. Царь Артании - в Арте. Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром. (Абу Хамид ал-Гарнати помещает "Ару" рядом с Висой, т.е. весью). Все русы многочисленны. Их страна богата. В ней большие города. Русы (как росомоны, гвардия Германариха: П.З.) нападают на славян, продают их в рабство, грабят их припасы. Русы оставляют наследство только дочери. Если рождается сын, отец вручает ребёнку меч, говоря: это твоё наследство, отец приобрёл мечом своё достояние, так и ты должен поступать. Артанийские клинки можно сгибать пополам, после чего они выпрямляются. Когда русы начинают войну, то прекращают усобицы, пока не победят врага. При вероятности "арта-арда", вспоминается князь славян у Дуная Ардагаст, заметный в войнах с Византией конца VI века.
Известные в истории и Арбогасты (один из них вместе с Евгением пытался около 390 г. захватить власть в Риме). Арпоксай (Арфаксад библии ?) - эпический внук Зевса, один из родоначальников народов Скифии по античному эпосу, когда скифы задолго до нашей эры сами себя называли сколоты (затем скловены-славяне).
Русы спускаются по Волге на кораблях и занимаются торговлей, но никому ничего не сообщают ни о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну. Русы называют себя христианами. Однако знахари у них занимают привилегированное положение, они имеют власть даже над царём. В качестве жертвы богу русы убивают женщин, мужчин и лошадей. Знахарь указывает, кого следует принести в жертву, и самолично вешает того на дереве. При похоронах знатного руса в могилу, наподобие обширного дома, кладут одежду, пищу, вино, деньги; вместе хоронят живую жену для блаженства души покойного. Одежда русов и славян из льна. Из Арты вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец. Русы сжигают своих покойников вместе с жёнами; некоторая часть русов хоронит покойников стоя. Русы бреют бороды, а некоторые завивают волосы и красят в жёлтый и чёрный цвет; одежда их - короткие архалуки. К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу - река Рута, к западу - славяне, к северу - безлюдные земли севера. В 300/912-13 г. или 333/944-45 г. русы приняли христианство, но исповедание этой веры "притупило их мечи", и они отправили четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами.
Античные источники по Артании двух видов: первые упоминают имя, сходное с "арса" или "Арта", вторые сообщают о регионе, где мы предположительно могли бы локализовать Артанию. Во-первых, это Страбон, который в своей "Географии" сообщает следующее: За Борисфеном живут роксоланы (росы-аланы по Классену), к югу от них скифы и савроматы . Кимвры жили на полуострове. После постигшего их наводнения стали разбойничать. Послали Августу Кесарю котёл, который почитали (подобные котлы использовались для того, чтобы в них стекала кровь пленников-жертв). Кимвры, по слухам (которые, впрочем, отвергает Страбон), во время наводнения выступают на стихию с оружием в руках. Страбон, ссылаясь на Посидония, указывает, что кимвры совершали походы даже до области Меотиды (т.е. Азовского моря). Отсюда "Киммерия" (Крым). Кимвры пришли в область, принадлежавшую тевристам или таврискам (они же, по некоторым предположениям, галаты св. Павла). "...первую часть - от северных стран и океана - населяют некоторые скифы-кочевники, живущие в кибитках, а ещё далее от них в глубь страны - сарматы (также скифы), аорсы и сираки, простирающиеся на юг до Кавказских гор ; они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием".
Страбон предполагает, что живущие между Меотидой (Азовским морем) и Каспием "аорсы и сираки являются, видимо, изгнанниками племён, живущих выше, а аорсы обитают севернее сираков. Абеак, царь сираков, выставил 20000 всадников (в то время, когда Фарнак владел Боспором), Спадин же, царь аорсов, даже 200000; однако верхние аорсы выставили ещё больше, так как они занимают более обширную область, владея почти что большей частью побережья Каспийского моря. Поэтому они вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и мидийцев; вследствие своего благосостояния они носили золотые украшения. Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса (Дона), а сираки - по течению Ахардея, который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду" Возможно, Ахардей (Архадий; Аркадий) - аорское название Танаиса-Дона.
Наряду с аорсами в истоках Артании упоминаются и аримаспы ( Эсхил , Геродот и т.п.). Геродот сообщал: "На севере Европы несомненно находится золото в огромном количестве; но как оно добывается, я не могу и этого сказать с достоверностью. Говорят, что одноглазые люди аримаспы похищают его из-под грифов". Золотые предметы чтились скифами как дар Зевса. Из всей версий наиболее перспективно помещение Арсании между Доном и Волгой (вплоть до верховий у гор Рип). Это была страна аорсов (арус, урас) - жителей округи Ра (Волги). Первым отождествил "Остров Русов" с Артанией - Ибн Русте.
Литература:
1. Заходер Борис. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-X вв. - М,1962;
2. Гаркави Авраам Яковлевич. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.) - СПб.: 1870;
3. Новосельцев А.П., Пашутов В.Т., Черепин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965;
4. Страбон. География. II. V. VII;
5. Птолемей. Географическое руководство. III. V. 8;
6. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т.1. Греческие писатели. Вып. I. СПб., 1893;
7. Кулаковский Ю.А. Карта Европейской Сарматии по Птолемею. Киев, 1899;
8. Быковский С.Н. К вопросу о трёх древнейших центрах Руси. Вятка, 1928, с. 36 и 68-70;
9. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978; Карсанов А.Н. К вопросу о трёх группах русов. В кн.: Герменевтика древнерусской литературы X-XV вв., сб. 3. М., 1992, с. 5-13;
10. Петрухин В.Я. Три "центра" Руси. Фольклорные истоки и историческия традиция // Художественный язык средневековья. - М.: 1982, с. 143-158;
11. Дубов И.В. Северо-восточная Русь и "Арса" арабских источников. // Вестник Ленинградского университета, 1981, № 8. История, язык, литература. Вып. 2, с. 22-29; Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985;
12. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв., М., 1982;
13. Вязинин И.Н. "Русы живут на острове". // "Вопросы истории", 1994, № 9, с. 152-156;
14. Войлошников М. Остров Русов. // "Вокруг света", 1994, № 5, с. 12-16;
15. Доманский Р.А. Таинственный эпицентр в Руси. // "Держава", 1997, № 1, с. 72-75.
|
|