|
Афиниада (Элия Евдокия; ок. 400 - 460) - языческое имя дочери-красавицы греческого софиста Гераклита (Леонтия), жены с 421 г. императора Феодосия П (его политику во многом и определяли скифы-аланы Аспары).
Под ее влиянием императорскими указами в 425 г. открыта высшая школа (университет) в Константинополе, учитывающая и традиции образования в Скифии (основные уровни греко-латинской грамматики и риторики, с небольшими курсами законоведения и философии). Вероятно, младшие Аспары и другие выходцы из Скифии получали там образование (звание консулов и высокие должности в Византии без соответствующего образования обычно не давались).
С двухлетней дочерью А. Евдоксией еще в 423 г. был обручен римский император Валентиан (брак окончательно оформлен в 437 г.). А. была в хороших отношениях с Пульхерией, материю Валентиана. Посещала Иерусалим и живо интересовалась монашеской жизнью (среди монахов было немало выходцев из Скифии).
Занималась творчеством. От имени мученика Киприана А. писала: "Я вынес из Скифии знания птицегаданий, знамений по звукам; сверх того, научился понимать извилистые следы животных, вещие голоса могучих людей (халдеев-волхвов: П.З.), которые способны предвидеть будущее. (Да и понимал) треск деревянных досок, а также и скал, голоса из могил давно умерших людей, скрип дверей, трепещущие переливы людских песен….". По незначительному поводу около 442 г. развелась с имп., поселилась в Иерусалиме. Укрепила стены города, построила великолепный храм св. Стефана (освящен в 460 г., а в конце года в нем погребена сама А., поклявшаяся перед смертью в отсутствии вины перед мужем).
Традицию скифского наполнения многих греческих и римских городов отмечал еще неоплатоник Синезий (370-413). Он обращался в 399 г. в Константинополе (Царьграде летописей) к императору Аркадию, при дворе которого властвовали северяне: "... Удивляюсь нашей глупости как во многом другом, так, в особенности, в следующем. Всякий мало-мальски зажиточный дом имеет скифского раба; и стольник, и пекарь, и водонос у каждого - скиф; и из числа свиты носящие на плечах низкие складные стульчики для того, чтобы господам можно было садиться на улицах, - все скифы, так как это племя искони признано способным и наиболее достойным служить римлянам...".
Это находило многовековое выражение в римском "сервус" (раб), византийском "склавус" (раб) и подобных словах, унижающих выходцев из Скифии в возникших на латинской основе языках до сих пор (например, в английском). Округа Эллады, начиная с Афин, общественных служителей называла "скифами", а служанок - "скифянками". Это обилие "скифов" было стратегической опасностью для высокомерных южных городов (тираний - по сути) и империй. Император Феодосий Великий сделал скифов союзниками, даровал права гражданства, наделил почестями и частью римской земли в разных местах. Но тем вызвал и зависть у германцев и других народов, хотя они - как скифы - не ходили на Египет, даже в мифические времена Тифона и Осириса.
Скифы, отмечалось во времена А., - не германизированные готы или франки, а именно дальние родичи Анахарсиса, потомки стражей древних Афин, героев античных походов на Египет. К сожалению, в ту пору тоже властвовал принцип: "Сила есть - ума не надо!". И он влиял на многотысячелетнюю память в самой Великой Скифии - хранителей памяти о славном прошлом в огромной державе оставалось все меньше. А вот на чужбине бывшие варвары-скифы множились и достигали немалых высот.
Тот же Синезий констатировал: "Выходцы из Скифии занимали и унижали высшие должности в империи; их свирепая молодежь, гнушавшаяся благотворительных уз закона, заботилась о том, чтоб присваивать себе богатство, а не о просвещении (цивилизованного, римского: П.З.) народа, который был для нее предметом презрения ненависти". Это нельзя было сказать о всех сотнях тысяч и миллионах скифских переселенцев в Римскую империю и Византию, так как из некоторых переселенческих родов, особенно в Азии, произошли - например, - и раннесредневековые отцы церкви. Да скифы и сарматы (как выходцы из Скифии и Сарматии) стремились не только к власти и богатству, но и к высотам сложнейшего мастерства своего времени.
Феододит (умер около 457 г.), епископ Кирский и философ-богослов (знавший А.), считал, что скифы и савроматы, как и близкие им - со времен скифских походов к Нилу, - египтяне, были в империи отличными кожевниками, медниками, плотниками, живописцами, кораблестроителями или кормчими (лоцманами) - то есть мастерами на все руки (вне национальностей): "Будут ли они скифы, или савроматы, (или иберы), или египтяне, заказчики с удовольствием пользуются их ремеслами, требуя только аккуратности в них, а на различия племен нисколько не сердятся. Различие языков тоже не вредит природе: ибо как среди эллинов, так и среди варваре можно видеть - и последователей добродетели и рабов по рока. Эту мысль подтверждают и эллины: они удивляются Анахарсису, родом скифу...". А. этому не удивлялась, стремилась понять даже оттенки скифской ментальности.
Литература:
1. Кулаковский Ю.А. История Византии. 395 - 518 гг. СПб., 1996. С.197 - 209;
2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
|
|