|
Искусство палеолита России - материальное выражение духовности пращуров россиян в древнем каменном веке, особенно 30 - 15 тысяч лет назад.
Существенную роль в изучении сыграли З.А. Абрамова, Д.В.Айналов, П.П. Ефименко, С.Н. Замятнин, А.П. Окладников, Б.А. Рыбаков, А.Д. Столяр и др. ученые. Ученые при этом справедливо указывают на ограниченность "археолого-этнографического метода", относительную независимость любой археологической реконструкции.
Эпос многих народов России хранит память об этом начальном периоде в образах Матери-Сырой земли (отзвуки отчасти находок палеолитических Венер), тотемов-первопредков, титанов, первобогов и т.п. Люди всех последующих эпох сталкивались с этим искусством, пытались осмыслять и трактовать его, что известно уже в античности. Так, по данным Геродота, некоторые камни-следовики на землях Скифии трактовались как "следы Геракла".
Научное изучение палеолита в мире чаще ведут с эпохи Возрождения, но даже в ХIХ веке заметна неподготовленность палеоэтнологии к историческому признанию пещерного наскального творчества (тысячи историков России, особенно сочиняющих учебники и учебные программы, больны "непризнанием" до сих пор): "Альтамирская трагедия" (М. де Саутуола; 1874-1880 гг.). "Открытие" Конбарелли и Фон-де-Гом (1901 г.; Анри Брейль и др.) Тезис Э. Картальяка - А.Брейля (1906 г.) о западном примате стал догмой палеолитоведения Запада. Поэтому принципиальное значение имели открытия "внепиренейских" монументальных ансамблей, включая Каповую пещеру на Урале. И стали, в частности, ясны задачи реконструкции упущенных звеньев творчества, сохраненных эпосом в сравнительно поздних записях.
Ныне признается уже в палеолите особая роль фактора сознания. Даны классификации древнейших изобразительных памятников. Произошло выделение сюжетной, знаковой и орнаментальной форм. Сюжетная основа ведущего русла анимализма верхнего палеолита определяется с учетом всех памятников палеолита планеты (отчасти это отразили и работы Б.А. Рыбакова по язычеству).
Признаются разновидности неутилитарной (иначе - элементарно-теоретической или же символической) активности палеоантропов и России. Знаки европейского палеоантропа (Ла Ферасси, Эрмитаж, Тата и др.) пока не избегают умозрительности их семантического толкования. Методика дешифровки знаков (принцип генетической цепи) совершенствуется, выводит к знакам последующих эпох вплоть до письменности. Например, очевидна целостная знаковая система, фиксирующая кульминационные моменты охоты. Очевидно и наличие в культуре уже неандертальца основных изобразительных средств. Важнейшая веха антропогенеза - раздвоение человеческой деятельности и зарождение социальной духовной сферы, что выражали и первые захоронения (Костенки, Сунгирь и т.п.).
Практика "натурального творчества" верхнего палеолита совершенствовалась в последующие эпохи. Выявлен "Медвежий праздник" (праздник Велеса-Власия; шумерского Бела) - глобальный и самый долговечный культовый феномен в истории мировой культуры. Медведи на новгородском и других средневековых гербах - явные отзвуки многотысячелетних традиций.
Ступени развития "натурального макета" обнажают диалектику (сбрасывание старой формы при коренном изменении символического содержания). Основные технические (освоение глиняной лепки, ведущей к трехмерной скульптуре) и, главное, интеллектуальные ("производство" обобщенно-условного образа) тенденции этого качественного преобразования указывают на возможность реконструкции эпоса и по психологическим реликтам. В творческом наследии верхнего палеолита (изображение макетов; отделение головы от туловища на фигурах; самостоятельные образы безголового зверя; изображение наброшенной на зверя шкуры и др.) очевидна специализированная форма "натуральной пантомимы" (связь с инициациями) как решающая сфера генезиса членораздельной речи (мифология, Кодильяк, Науре, Костенки, Мальта и др.).
Русский палеолит тоже являет апогей верхнепалеолитического анимализма. Высшие художественные палеодостижения - результат многовекового накопления опыта. Заметно господство профильных изображений и появление первых гомогенных композиций. Начинается вызревание древнейшей профильно-полосовой композиции эпохи мезолита (лук и новая динамическая мера пространства), при этом скифы учат стрельбе из лука Геракла, а гиперборей Абарис просто перелетает земли на стреле.
Господствующее положение занимают женские образы - Геи, Апи (у скифов), Кибелы и т.п.. Доминирует западная традиция эстетико-эротической интерпретации Венер палеолита (ее акцентировка у А.Леруа-Гурана).
Отечественные исследователи (П.П. Ефименко, С.Н. Замятнин, А.П. Окладников и др.) считают невозможной историческую дешифровку обобщенного образа женщины и его социальной семантики без сотен российских палеолитических Венер.
Источниковедческая разработка темы добротно дала З.А. Абрамова (но накоплен и новый богатейший материал, требующий обобщений). Она отчасти указала на ведущая роль сюжетной скульптуры. Выявлена аналогичная анимализму последовательность элементарных изобразительных форм. Терракоты Дольних Вестониц, Павлова, Майнинской стоянки, Мальты (земная основа глобального мифа о сотворении человека из глины: позднеэпические творцы Прометей, Зевс, Бел, Яхве и т.п.) указывают на знаковое выражение женского образа (Геи, Апи и т.д.) и ложность его сексуального определения (мнимые "вульвы" и др.).
Изначальны гносеологические функции образа "женщины вообще" (первая концепция вечного круговорота жизни и смерти, форма идейного утверждения единства и вечности родственного коллектива). "Матриархат" предстает как именно философия истории верхнего палеолита. Высшее социальное обобщение эпохи - представление о "человеке вообще". Общеисторическая гуманизирующая роль образа прародительниц. Подъем сознания и его логическое содержание и на землях России очевидны в свете основных ступеней развития изобразительной деятельности (путь от действия к мысли). "Готовое" творчество неоантропавыступает как фундаментальный исторический показатель (реальность второго скачка по Я.Я. Рогинскому).
Остается сложной проблема конкретно-исторической характеристики последовательных ступеней древнейшей ментальности. Степень материализованности представлений (в тысячах археологических памятников) предстает как стадиальный показатель.
Исходный синкретизм и сложное развертывание диалектически целостного ядра сознания характеризуют "Мастерскую сознания" - основная магистраль генезиса и обогащения интеллекта Homo sapiensa и в России.
Литература:
1. Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. М.; Л., 1962;
2. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973;
3. Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967;
4. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. Л., 1985;
5. Абрамова З.А. Graziosi P. Die Kunst der Altsteinzeit. Florenz, 1956;
6. Leroi-Gourhan A. Prehistoire de l'Art occidental. Paris, 1965;
7. Marshack A. The Roots of Civilization. New York, 1972.
|
|