|
Словен и Рус в легендах - отечественные литературные тексты в древнегреческих и иных передачах известны задолго до нашей эры.
Пращуры-земляки россиян со времен палеолита имели богатые знаковые культуры (орнаменты, рисунки, засечки и т.п.), развивали ностратические языки. Писали на древнегреческом с VII в. до н.э. (затем на латинском), чему тысячи свидетельств в музеях Приазовья, других городов. Развивалось и устное творчество. Геродот почти 25 веков назад пересказал легенду о происхождении сколотов (скифов), которые вели своих родоначальников от Зевса и русалки (дочери Борисфена: Днепра). Затем отец истории привел "Слово о войне парей и народа киммерийского", "Слово о войне Скифии с Дарием Великим" и другие произведения северян.
Диодор Сицилийский почти 21 век назад на основе скифских преданий дал новые варианты легенды о происхождении скифов, где фигурируют скифские пари Пал и Нап (см.). Есть и другие интересные тексты. Например, о хождениях апостола Андрея по землям будущей Руси (почти 20 веков назад, записи примерно 10 - 12 веков назад). В начале средних веков появились легенды о происхождении гуннов от придонских ведьм и злых духов (16 веков назад), о приазовском царе Кубрате и его сыновьях, включая Бояна. Они известны по византийским и другим источникам с 8 - 9 вв. н. э. (Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. М., 1995. С. 229, 275, 277; примеч.).
Эти отечественные тексты продолжаются летописными традициями описаний "словен" и "русов" (литературно противопоставляемых друг другу). Фрагменты этих традиций видны при упоминании первого послепотопного времени, событий 862, 898, 907 и некоторых других годов Традиции отразились в арабских и некоторых других источниках. Вот перевод персидского "Собрания историй" 1126 г.: "...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу (сюжет схож с сюжетами о сыновьях Кубрата).
(Славяне) делают жилища под землей, так, чтобы хотод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей...".
Подобные мотивы унижения сколотов (скифов) известны в версиях Диодора и Геродота. Ко временам Геродота восходит и описание северных парных бань, что с веками - понятно - менялись. Бани новгородцев хорошо отражены легендой об апостоле Андрее, о банях славян упоминали источники и в начале средневековья, уже во времена Аттилы Приазовского более 15 веков назад.
К сожалению, русские тексты легенды о Словене и Русе (хотя этих текстов и более ста) сохранились в основном от XVII века. Они христианизированы, обычно изображают скифских князей Словена и Руса братьями. Но стоит отметить - старше на век и более, например, записей русских былин. Необходимы полные переводы легенды на современный русский язык, ее включение в хрестоматии и школьные курсы русских литературы и истории.
|
|