|
Славяне в Византии - славянские общины, которые со времен индоевропейства и праславянства обосновывались на землях Фракии и Фригии, а затем и Византийской империи.
Этому немало археологических, лингвистических, геноэтнологических (вместе с антропологическими) и других доказательств. Крупные княжения славян проявляют себя в Македонии и Фессалии, ряде других южных земель и после появления Рюриковской Руси.
Дрогувиты (другувиты, друговиты) по названию связываются со средневековыми русскими "дреговичами" (от славянского дрыгва-дрягва - трясина, топь, зыбкое болото). Вероятно, дреговичи, имевшие и до Рюрика свое княжение (как древляне-тервунии Балкан, поляне-русы, полочане и словяне Приильменья), все же основной частью из Византии не ушли. Они устойчиво селились к западу от Фессалоники, где в митрополии выделялась в 9 - 14 вв. епископия Другувития.
Со времен Святослава, в 971 - 976 гг., в империи становится самостоятельной и фема (административный округ) Другувития. Общины другувитов веками жили у Родоп и Филипполя (ныне Пловдив), у горы Афон и устья реки Марицы, в ряде других мест. Если самоназвание этих славян все же в итоге тяготело к форме "друго-виты: другу-виты", то оно все же больше идет не от приятной кому-то "дрягвы", а от настоящих "друга: друзей". И означает - "друзей славящие, "витии", "дружбу почитающие" (и подобное). А это уже устойчивая философская и жизненная позиция скифов Приазовья, как о ней рассказывал скифский философ Токсарис (ок. 645 - 585 гг. до н.э.).
Округу Афона вместе с друговитами веками контролировали сагудаты (сагудаи). Как, например, и саксоны, они заставляют вспомнить античных скифов-саков. Это часть азиатских индоевропейцев, вытесняемая из Сибири и Средней Азии на запад в периоды демографических взрывов "чистых азиатов" (монголоидов). Это вероятные дети славянских матерей от иранцев (ариев) или тюрков, но тяготевшие к славянству. Славянские версии перевода - "саков дети", "саков боги, даи-дии" (и подобное). Сагудатия (Супделития, Субделития) восставала при Михаиле Ш (842 - 867), когда - по русским летописям - впервые заявляла о себе "русская земля". Высокомерность византийского "суп-делития" (явное передразнивание славян) по отношению к Сагудатии очевидна. Селения сагудатов позже встречались в ряде мест Византии. Например, к 1204 г. известно селение Сагудаи у азиатской Никеи. А от Афона их выселяли при императоре Алексее Комнине (1081 - 1118).
Фессалию рядом с двумя названными славянскими княжениями контролировали велегезиты (велегезы, велзиты, велехаты). Князь Велзитии Акамир в 799 г. пытался привести к власти в Византии своего императора, но был по приказу Ирины ослеплен вместе с другими заговорщиками (Ирина уже спешила укрепить союз с державой Карла Великого). Провинция Велегезития была активна в Византии в 12 - 13 вв, что подтверждалось в договорах империи с Венецией.
Обычно имя народа ведут от славянского имени Велегез (Вележез). Германофилы ищут истоки в индоевропейских именах типа Беловез, известных задолго до нашей эры. Рядом с велегезами жили "берзиты" (брезичи), этноним которых ведут от "березы" (здесь неизбежно вспоминаются Борисфен и Березина). Их земли обычно помещают в славянской Македонии у живописных городов Охрид, Битола, Прилеп. Велзитию и Берзитию (Барсилию) иногда путали. Если "берзиты", действительно, связаны с "велсилами: верзитами", то здесь есть связи с "верзилами" (крупными высокими людьми) севернее Каспия и Черного моря (частью и из округи Березины).
Пятым народом славян в войнах у Фессалоники были ваюниты (баю-ниты). Название связывают со славянским "воины, войничи". Земли ваюнитов затем назывались в 12 - 13 веках Вагенетия (Багенетия, где связи как с богемами, так и венетами). Область тяготела к греческому Эпиру, куда первые волны индоевропейцев являлись еще в Ш тыс. до н.э. Есть попытки связывать ваюнитов с вятичами.
В.В. Седов на основе комплекса источников в своих последних фундаментальных работах подробно прослеживает славянское заселение Балкан и Пелопоннеса (Греции) с У в. н.э. И отмечает, что в истоках натиска все же было объединение "гунны, склавины и анты". А к концу УI в. славяне уже одни доминировали на многих землях Византии. По свидетельствам той поры, они в 581 г. прошли " стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей; они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной. Без страха… И они научились воевать лучше, чем ромеи… (Свод древнейших письменных известий о славянах. - Т.1. М.,1991. - С.279).
По археологическим, топонимическим и другим данным северы (проявляли себя с 7 в. на землях Болгарии), смоляне (у низовий реки Стримона, недалеко от друговитов), езериты (поозеры, поморы) и милинги (на самом юге Пелопоннеса) тоже в основном появились с земель будущей Руси и от низовий Дуная. И часть общин этих княжений-землячеств закономерно затем вернулась на север.
При любых спорах, исключать этих славян из истории Руси и России невозможно, тем более - если придерживаться пока доминирующей в используемых летописях и отечественной историографии версии о чисто славянской (на самом деле - полиэтничной) основе отечественной государственности. Княжения Руси (антов и славянские) в 6 - первой половине 9 вв. в основном проявляли себя на землях Византии. Яркой фигурой 6 века был у низовий Дуная царь славян Добрент (Даврит и т.п.), от которого мог пойти образ Добрыни Никитича (Победитича; от Ника-Победа). Упорное сведение образа к Добрыне (воспитателю Владимира Крестителя) является выполнением многовекового социального заказа об отрезании от отечественной истории всего, что мешает диктату "варяжского происхождения Руси".
С норманнской версией при учете многотысячелетних истоков отечественной государственности (в условиях информационного общества) будет раз и навсегда покончено. Возможно, Рюриковичи захватили власть в Великой Скифии в 9 веке - летописцы за монастырскую мзду льстиво повели от тех времен прозвание "русской земли", германофилы в ХУШ в. придали версии наукообразный характер. И оттуда тотальная нелюбовь мировой элиты к многотысячелетним глубинам отечественного прошлого. Византийский патриарх Николай Ш (властвовал в 1084 - 1111 гг.) с учетом многих имперских свидетельств отмечал, что 218 лет славяне хозяйничали в Греции (Византии), а ретивые византийцы не смели вообще показываться на Пелопоннесе. Славянское население проживало на многих островах Средиземного и Эгейского морей - Сицилии (в Палермо из пяти кварталов два были славянскими), Крите, Эвбее, Фасосе, Корфу, Самосе, Эгине, Теносе, Левкосе и других.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота;
3. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и pаннем средневековье. - М, 1998;
2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997;
|
|