|
|
|
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31 |
|
|
|
Первомай 501 г.
|
|
Первомай 501 г. - символический перелом в языческих праздниках в Византии и ее округе. Первомайские дни у многих народов тысячи лет были связаны с дремучими традициями (шабашем "ведьм" и т.п.).
Дикие языческие забавы с пантомимами и плясками соперничавших партий (венедов-синих и прасинов-зеленых) веками проходили в Константинополе (в Риме еще соперничали русии-красные и левки-белые). А в 501 г. в "празднествах" погибло около трех тысяч человек, включая побочного сына императора. Анастасий в опоре на Иоанна Скифа и подобных приближенных жестоко покарал виновных, многих из обеих партий казнил или отправил в ссылку.
После подавления беспорядков издал имп. указ о воспрещении справлять весенний праздник в старой языческой форме и распространил запрет особенно на восточные провинции (где было немало скифских переселенцев со времен первых походов по линии Скифия - Египет). Летописец, занося сведение об этом в хронику, относился к императору с большой похвалой за его старание очистить жизнь христиан от остатков старого язычества.
В русских летописях этот сюжет обыгран при описании обрядов ряда славянских племен-княжений (в недатированной части летописей, задолго до упоминаний Рюрика). При славлениях императора в празднование 20-летия его правления грамматик Присциан и ученый ритор из Газы Прокопий (вероятно, преподаватели высшей школы в Константинополе) отмечали именно в том его большую заслугу - искоренение борьбы человека с дикими зверями на потеху зрителей (корриды - след забав) и запрещение развращающих народ языческих плясок (русалий и т.п., ныне канкан и т.д.).
Литература:
1. Кулаковский Ю.А. История Византии. 395 - 518 гг.;
2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997;
|
|
|
|
Выберите начальную букву термина:
|
|