|
Истоки педагогики в России - комплекс археологических и антропологических (с возможностью генетического исследования) находок со времен палеолита, показывающих уровень развития пращуров-земляков россиян и вероятное состояние инициаций в обществе 25 - 40 тысяч лет назад.
Захоронения детей в церемониальных одеждах в Костенках (под Воронежем), Сунгири (под Москвой; Палеолит СССР, 1984) и иные местах убедительно подтверждают развитость палеолитических инициаций на территории России. Любая археологическая находка - показатель уровня культуры, что соответствует и развитию воспитательных процессов в обществе.
Одним из исходных образов индоевропейского эпоса, связанных с процессами воспитания, вероятно, с палеолитических времен является похититель огня и создатель первых людей Прометей. Так как земли Скифии в эпосе нередко представляли вечным холодом, мраком и подземельем Аида (Ада, Плутоса), задолго до нашей эры их связывали и с иными героями. Здесь якобы властвовал Харон - перевозчик умерших через реки подземного царства до врат Аида; для уплаты за перевоз покойнику клали в рот монету. Так Харон наживался на горестях людских, что явно не педагогично. Отсюда происходил Хаос - (греч. Chaos; еще один Кий), беспредельная первобытная масса, из которой, правда, образовалось впоследствии все существующее. Отец Никты (Нюкты, Ночи) и Эреба (Мрака). Где-то на севере русалка Мистис устраивала по ночам свои мистерии, воспитывая Диониса (М. Гимбутас и другие ученые указывают истоки его образа хотя бы в мезолите).
Родом от Севера и Хиона - мать кумира воров Автолика (от союза с богом Гермесом). Прабабушка Одиссея, дочь Борея, имевшего терем на горах Рипах (см.). От союза с Посейдоном ("посевом дона") родила Евмолпа, одного из первых фракийских царей, что были близки скифам. Родила - воспитала, закон материнской жизни. Возможно, в результате получалось не совсем то, что хотелось. Автолик -брат Абдера, Гермафродита, Еврита, Пана и Эфалида. Отец Антиклеи. После смерти Сизифа называемый хитрейшим из эллинов. Знаменитый обманщик и вор. Славился также способностью перевоплощаться и делать предметы невидимыми или до неузнаваемости изменять их. Клялся так ловко, что потом мог не выполнять свои клятвы, не нарушая их формально. От него Одиссей и унаследовал хитрость. Выдающийся борец и кулачный боец научил Геракла искусству борьбы, как скиф Тевтар научил Геракла стрелять из лука. Воспитательные сюжеты видны в мифах о внуках Зевса и сыновьях Геракла (см.).
Одним из ярких символов северных педагогов был Хирон - мудрый кентавр, сын Кроноса (Хроноса, так в древности именовалась река Неман) и нимфы (океаниды?) Филиры, которую Кронос, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу (либо сам Кронос, встречаясь с Филирой, часто принимал облик коня). Так как одомашнивание лошадей в округе Дона и Волги происходило 5 - 6 тысяч лет назад, образ кентавра начинал историю с этих земель. Супруг океаниды либо дочери Аполлона Харикло. Отец пророчицы Окироэ.
Именно Хирон был воспитателем Геракла, Тесея, Ясона, Ахилла, братьев Диоскуров и других героев. Жил он на Пелионе, но был изгнан оттуда лапифами и поселился на мысе Мелея, где его случайно ранил Геракл. Наконечник стрелы, которой был ранен Хирон, был пропитан ядом лернейской гидры и причинял страшные мучения, но умереть Хирон не мог, так как был бессмертным. Однако страдания его были столь велики, что Зевс согласился на просьбу Хирона избавить его от бессмертия, взамен чего Зевс обещал освободить Прометея.
Если скифы достигли господства в Европе и Азии около 3553 г. до нашей эры, то они могли распространять свои системы воспитания на весь мир. Самоназвание скифов "сколоты" (известное Геродоту) неоспоримо созвучно "сколе" (школе; отсюда вышколить - натренировать). Педа-гоги из страны Гога и Магога, князя Роша, славились во многих древних странах. Упорно начинать историю отечественной педагогики со времен Рюрика в условиях информационного общества бесперспективно. Уже невозможно замалчивать таких античных героев отечественной истории как Абарис, Анахарсис, Ахилл, Бион, Сфер, Токсарис (см.) и многие другие. И они были символами не просто воспитания и образования, а высшего для своего времени образования.
Литература:
1. Новгородика 1996 - 1997;
2. Золин П.М. Глубины отечественного образования" (Высшее образование в России. 1998, №1), Экономическое образование Скифии (1999, № 3), Культура и образование наших пращуров (от античности к средневековью) (2001, № 5). Истоки нашего высшего. Годовщина уникальной находки (Новгородский университет. №31-32. Октябрь 2001;
3. История педагогики А. Н. Джуринский 2000 Владос;
4. История педагогики Д.И.Латышина 1998 Гардарики Disciplinae;
5. История педагогики в России: Хрестоматия (сост. Егоров С.Ф.) Изд. 2-е. Серия: Высшее образование 2001;
6. История педагогики в России. Хрестоматия 1999 Академия (Москва); 7. Учебное пособие для вузов Д.И.Латышина 2001 История первобытного общества В.П.Алексеев; А.И.Першиц 1999 Высшая школа.
|
|