|
Виталиана родичи - обозначение родственных и ратных связей Виталиана, которые сказывались на взаимоотношениях Скифии (Гуннии, Болгарии) и Византии.
В течение двух лет после поражения В. держался где-то в Скифии (Малой и даже Большой, в округе Приазовья), сохранял свои связи с приверженцами Халкидонского собора, но был вне большой политики. Набирал новые силы. Движение В. показывало реальную мощь народов Скифии уже после Аттилы и его сыновей. С оглядкой на эти народы Византия и другие страны раннесредневекового мира выстраивали свою политику.
В декабре 518 г. не без помощи соратников В. северный натиск привел в императоры крестьянина Устина (Юстина I), затем его племянника Устиниана (Юстиниана I), которым служило немало славян и других выходцев из Скифии. Временно изменилось и отношение к Виталиану.
Видный земляк россиян вернулся из Скифии в Халкидон (азиатская часть Стамбула, привычное место остановки скифов, а затем славян), где в храме св. Евфимии произошла встреча скифского политика с Юстином и Юстинианом. Стороны дали клятву (чего затем знала при договорах с Византией и Русь; 912, 945) во взаимной верности. Виталиан получил пост магистра армии и затем на 520 год назначался консулом (это было и признание высокой образованности скифа, так как без мудрых речей, ораторского искусства в консулы попасть было невозможно). По обычаям знати готов и алан, скиф жил во дворце императора и принимал живое участие в делах Византии, как ранее Аспары. Особенно резко он выступал против Севера, требуя отрезать монофизитам языки за богохульные речи.
Виталиан вместе с Юстинианом встречал 25 марта 519 г. посольство, снаряженное папой Гормиздом в ответ на обращение к нему императора и патриарха Византии. Среди встречавших был и Стефан, родич Виталиана.
В заботах о том, чтобы привести к церковному единству весь восток, папские легаты оставались в Константинополе более года. Они были втянуты Виталианом в обсуждение спорной формулы, за которую стояли монахи из Скифии, близкие Виталиану люди. В противовес монофизитам, говорившим "распятый за нас: распныйся за ны", скифы утверждали другое: "Один из Троицы плотью пострадал". Правда, эту формулу не одобрил влиятельный богослов Малой Скифии из города Том (ныне Констанца), Патерн. На него и жаловались скифские монахи. Но легаты тоже осудили формулу. Монахи не подчинились их решению и отправились сами в Рим, чтобы услышать суждение папы. 29 июня 520 года легаты сами сообщили папе об этом. О том же писал папе и Юстиниан.
Эта идеологическая активность скифов (варваров) все больше раздражала имперскую знать. Патерн, вероятнее всего, за свое антискифство пострадал. Его золотое блюдо и некоторые другие вещи найдены в составе Перещепинского клада под Полтавой. Так как в кладе обнаружены перстни со знаками царей болгар Приазовья Гостуна (619 г.) и Кубрата (640), то в какой-то момент ценности Патерна (частью полученные от легатов папы) оказались в составе царской казны Скифии.
17 января 520 г. в Константинополе произошло убийство Виталиана и его соратников. Идейно-политическая активность выходцев из Скифии веками вызывала раздражение знати Рима, а затем и Византии. Пример влияния Аспаров (их род был тоже отчасти вырезан) еще оставался на свежей памяти завистников. Да и в богословских спорах монофизиты не спешили сдаваться.
В итоге защитник православия и ревностный приверженец единства с Римом (за что ему православие и не прощает, отлучая по сути от истории Скифии) погиб. Еще 1 января Виталиан выступил с обычной торжественностью на церемонии посвящения его в консулы, а 17 января был предательски убит прямо во дворце при выходе из бани. Вместе с ним погибли его доместик (домоправитель и глава дружины) Келер и нотарий Павел.
Летописвая запись свидетельствовала, что это убийство якобы было делом мести столичного населения за те беды, которые когда-то причинила армия Виталиана столице. Монофизит Захария видел в гибели скифа даже кару божию за клятвопреступническую измену Анастасию (хотя изменил клятве все же первым сам император). Кровавое дело, вероятно, не обошлось без участия Юстина и Юстиниана, для которого Виталиан становился реальным противником в борьбе за власть в империи.
Во время пребывания легатов в Константинополе скончался 25 февраля и патриарх Иоанн. Его преемником стал пресвитер храма св. Софии Епифаний. Но и он продолжил борьбу против монофизитов и подобных ересей, которые волновали Виталиана и иных православных скифов.
Угроза Скифии все больше волновала участников заговора. Юстин I в 522 г. делал попытки закрепиться в Приазовье. Направил послов и дары царю гуннов Зилгивину (Силигвину и т.п.), склоняя его к союзу против персидского царя Кавада. Гунны и их союзники пытались извлекать свою выгоду из противоборств Византии и Персии. Кавад повелел в одну из ночей вырезать всю многотысячную дружину Зилгивина и убить его самого.
Уже в 527 г.приходит к власти Юстиниан I (в молодости боготворил Виталиана). Сразу крестил в Царьграде царя герулов Грета, заключив с ним военный союз. Через несколько месяцев принял на землях империи сто тысяч гуннов (савиров, северян) с царицей Боа-рикс, вдовой царя Валаха. Царица до этого не пустила дружины князей Стиракса и Глона на помощь Каваду. Царь гуннов Горда был крещен в Царьграде и направлен проводить крещение в округу Приазовья, где был язычниками убит. Восстание язычников подавлял скиф Иоанн "сын патрикия Руфина".
В ответ через несколько лет болгары и их союзники от Дона, Волги и Приазовья захватили Малую Скифию и Мезию, во главе похода был царь Вулгер ("волгарь "?). У низовий Дуная заметен полководец Хильбудий, которого связывают с образом летописного Кия. Гунны, славяне и анты были заметны и в сражениях под Римом. Так накапливались опыт и силы для нового мощного натиска народов Скифии (Гуннии) на империю, уже не в память об Аттиле, а в память о Виталиане.
|
|