Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Византии и Персии договор 561 г.

  
Автор: Золин П.М.

Византии и Персии договор 561 г. - один из раннесредневековых договоров, направленных против народов и царств Великой Скифии.
В конце 561 года на византийско-персидской границе между Нисибином и Дарой съехались уполномоченные от обоих держав для выработки условий мирного договора. Лучший дипломат Юстиниана магистр Петр и Евсевий, со стороны Персии - Издигуна, имевший тогда высокое звание "зиха" (зука, простолюдное "жука") и сурена. При уполномоченных состояла большая свита, канцелярия и целый штат переводчиков.
Предварительно выяснилось принципиальное несогласие по некоторым пунктам. Издигуна поддерживал претензию арабского царя Амра, сына и преемника Аламундара, на то, чтобы в текст договора была внесена статья о денежных уплатах со стороны Византии арабам. Петр не согласился и заявил, что дары, которые периодически посылал Юстиниан Аламундару , имели характер любезного внимания и являлись отчасти ответными. Со своей стороны Петр, ввиду согласия Хосрова на предоставление Лазики императору, добивался того, чтобы персы отказались и от Свании (та до 551 года находилась под властью царя лазов).
Издигуна возражал, что царь лазов владел некогда всей Иверией, которая в итоге принадлежит персам. Ввиду невозможности соглашения было решено не включать эти вопросы в текст договора. Окончательное решение вопроса о Свании уполномоченные согласились предоставить Хосрову, повидаться с которым предполагал Петр после выработки мирного трактата. Издигуна со своей стороны дал клятвенное обещание содействовать ему перед Хосровом насчет Свании. В обсуждении вопроса о размере уплат Персии за защиту границ на Кавказе от северных нашествий со стороны империи уполномоченные сошлись на сумме 30 тысяч золотых в год, т.е. несколько более 400 фунтов (мир на Дунае уже стоил империи в несколько раз больше; из фунта золота чеканилось 72 номизмы; 400 фунтов давали 28 800 номиам, но ради округления цифры сумма была увеличена до 30 тысяч). Продолжительные споры вызвало обсуждение самой формы уплаты.
Издигуна требовал, чтобы деньги были уплачены вперед на большое число лет. Согласились на том, что император уплатит сразу за семь лет вперед, т.е. 210 тысяч золотых, и выдаст Хосрову формальное обязательство уплатить в конце 7 лет за три года сразу, т.е. 90 тысяч. Согласившись на этом, уполномоченные приступили к выработке текста мирного договора. Менандр, пользовавшийся подробным изложением всего этого дела в сочинении самого Петра Магистра, сохранил перечисление всех 13 статей договорной хартии (что очень важно и для южных областей России).
Персы принимали на себя охрану кавказских проходов и обязывались не пропускать на юг гуннов, алан и других скифов (варваров), со своей стороны империя обязывалась не подвигать к персидским границам своих войск ни в Лазике, ни в других местах. Арабы, союзники той и другой державы, должны были оставаться в прежних условиях. Обе державы взаимно обязывались не нападать на племена или страны, находащиеся под верховной властью другой. Персия признавала существование Дары, но обе державы принимали обязательство не возводить новых укреплений в пограничных местностях.
Несколько статей трактата регулировали международный обмен. Как в договоре времен регентства Анфимия в начале V века, торговые караваны обеих держав вели обмен в двух пунктах: Нисибин на персидской стороне и Дара - на римской. Товар, переходивший границу, оплачивался здесь 10% таможенного собора от своей стоимости под надзором установленных властей. Было специально оговорено, что арабы и другие варвары не имеют права вести торговлю по другим путям, а должны держаться Нисибина и Дары (т.е. здесь могли торговать и купцы из Скифии, как и на Дунае, что затем и подтверждалось походами Руси в эти края). В случае нарушения, товар подлежал конфискации и виновные подвергались наказанию по суду. За послами и вестниками по международным сношениям было сохранено старое право пользования государственной почтой, соответственно рангам отдельных лиц; товары, которые они везли с собой, освобождались от пошлины, что привычно провоцировало "дипломатическую контрабанду".
Подданные той и другой державы, переходящие в чужие пределы в военное время, имеют право возвратиться по наступлении мира; во время мира такой переход не дозволяется и считается изменой; обе стороны обязуются не принимать изменников - подобного добивался Аттила в договорах с империей 443 и 447 г. В случае взаимных обид дело подлежит местному суду, причем допускается представительство потерпевшего доверенным лицом. В случае столкновения пограничных общин, дело разрешается на границе властями обеих держав. В случае недовольства со стороны потерпевшего, дело переходило на суд префекта, который обязан решить его в шестимесячный срок; а в случае неисполнения этого условия, дело переходит на суд государя страны, где находится обидчик.
В 12 статье договор поставлен под охрану богов, а в последней, 13-й, определен срок его действия, а именно 50 лет, причем год считался в 365 дней. Таково было содержание главной хартии, не заключавшей в себе ни определений относительно Лазики, ни указания на размеры уплат. В дополнительной хартии были оговорены права христиан в Персии. Им предоставлялось право невозбранно отправлять свой культ, погребать умерших, но запрещалось распространять свое учение среди исповедующих религию магов. Христиане были свободны от принуждения принимать участие против собственного желания в культе персов.
Тексты были написаны в двух экземплярах на обоих языках. Первый подлинник на том и другом языке был подписан уполномоченными и скреплен их печатями, а также печатями 12 толмачей, по 6 от каждой стороны (по данным Геродота, скифы использовали по 7 толмачей в переговорах с народами округи Урала и Сибири). Греческий текст Петр отдал Издигуне, а тот ему персидский. Копии взяли себе оба уполномоченные на своем родном языке.
Дело было кончено. Издигуна уехал, а Петр остался, чтобы отпраздновать в Даре праздник Рождества Христова. После Богоявления он поехал к царю Хосрову, в личных переговорах с которым старался убедить его отступиться от Свании и доказывал с документами в руках исконную связь этой страны с Лазикой. Хосров не уступал и со своей стороны указывал на претензии Амра к Издигуне за то, что тот не отстоял его интересов. Свания осталась во власти персидского царя. Петр вернулся в Константинополь много позднее: в июле 563 года.
Так Юстиниан на склоне своих дней закончил прочным миром войну с персами и оставил для будущего вполне определенные и ясные, закрепленные в тексте договора, условия для мирного сожительства империи с исконным ее врагом.
Денежные уплаты персам, которые принял еще Феодосии П (не без участия Аспаров) в договоре 422 года, оправдывались теми расходами, которые несла Персия по охране северных проходов от варварских вторжений, одинаково опасных как для Персии, так и империи. Эта точка зрения удерживалась по старой традиции, хотя обстоятельства значительно изменились и империя имела сама непрерывные сношения с аланами и гуннами-сабирами, народами, реально контролировавшими проходы на Кавказе.
В действительности, уплаты, которые принимала на себя империя, как бы охраняли Армению, Месопотамию и Сирию (где было немало выходцев из Скифии, включая общины славян) от давления Хосрова. Промышленное население этих областей давало большие доходы, и императорская казна могла принять на себя вынужденный расход. Вместе с обеспечением восточных областей империи, Юстиниан достигал и другого важного результата: сохранял за империей господство в Черном море, включая и Приазовье.
Литература:
1. Кулаковский Ю.А. История Византии.395 - 518; 518 - 602 гг.;
2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я