|
Воспитание - воздействие общества, его наличной культуры на развивающегося человека. Целью В. является способствование развитию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в связи с этой целью ("идеал В."). Средствами воспитания являются пример, убеждение, приучение, обучение, приказ.
Само В. человека распространяется на его тело, душевные качества и добродетели (физическое и духовное В.) и тем самым преследует задачу образования из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонически целостной личности. В. - процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты.
В. тесно связано с обучением, в процессе которого решаются многие воспитательные задачи. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, литература, искусство, средства массовой информации. На определенном уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самосовершенствовании, которая реализуется в процессе самовоспитания. В. - всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобы сохраниться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, для чего необходимо, чтобы новые поколения, усваивая и используя опыт предшествующих, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие культуры.
В. обеспечивает связь и преемственность между поколениями. Историческими типами В. являются формирующее В. (ориентируется на внешние по отношению к человеку параметры и задачи его становления), своецентристское В. (мерило становления человека заключено в нем самом) и междусубъектное В. (общение между людьми не предполагает притязания кого-либо быть центром общения).
|
|