|
Лихтеровоз - узкоспециализированное морское судно для перевозки одного или несколько, строго определенных видов грузов. Конструктивные особенности судов-лихтеровозов зависят от типа лихтеровозной системы, составным элементом которой они являются. В каждой лихтеровозной системе существуют 3 фактора, которые оказывают влияние на конструктивный тип лихтеровоза:
- параметры лихтера, принято за модуль укрупнения;
- тип грузоподъемного устройства;
- целевое назначение лихтеровоза - магистральный или фидерный.
Особенностью всех типов лихтеровозных систем является то, что главные размерения лихтеров соответствуют размерениям речных барж в обслуживаемых районах. Так, лихтеры типа ЛЭШ ориентированы на параметры европейских и рейнских барж, Си-Би на параметры американской баржи и баржи Дунай-Майн, типа Бако с учетом их использования на побережье Африки и, наконец, параметры лихтера Бакат выбраны с учетом ограничения судового хода на внутренних водных путях Англии. Во всех случаях ширина лихтера равна ширине соответствующей речной баржи, а длина составляет 1/4 или 1/2 длины соответствующей речной баржи.
Погрузка и выгрузка лихтеров на лихтеровоз (судно-матку) в настоящее время производятся тремя способами:
- подъем лихтера с воды козловым краном и установка его в соответствующую ячейку на судне;
- подъем лихтера с воды синхролифтом-подъемником до уровня определенной грузовой палубы и затем передвижка транспортером до места его установки на судне;
- балластировка судна и притопление грузовой палубы судна-матки до определенного уровня заводки лихтеров в док-камеру, затем всплытие судна-матки вместе с погруженными на него лихтерами путем откачки за борт балласта (Фи-фо) (float in/float off).
Современные лихтеровозы по своему назначению разделяются на две размерные группы: океанские лихтеровозы, обеспечивающие большие устойчивые грузопотоки между крупными портами отдельных регионов, и суда-лихтеровозы, обеспечивающие фидерные перевозки лихтеров между большим числом мелководных и слабооборудованных портов определенного региона.
В настоящее время в мировых перевозках используется 5 типов лихтеровозов.
Лихтеровоз типа ЛЭШ (lighter aboard ship); - судно, имеющее ячеистую конструкцию трюмов, с кормовым расположением машинного отделения (рис.1).
На верхней палубе установлен передвижной козловой кран грузоподъемностью 500 т. Для погрузки лихтер заводят в кормовой вырез, расположенный между двумя консолями, швартуют, затем стропят и поднимают на борт судна. Поднятый лихтер переносят краном до соответствующей ячейки и устанавливают на место. Масса груженого лихтера около 450 т, основные размерения 18,7x9,5x3,9x2,5 м. Большинство лихтеровозов типа ЛЭШ могут перевозить не только лихтеры, но и контейнеры, для чего надо переоборудовать ячейки трюмов направляющими планками для установки и крепления контейнеров. К числу океанских лихтеровозов типа ЛЭШ относится атомный лихтеровоз отечественной постройки "Севморпуть", который по своему техническому оснащению и ледопроходимости, является уникальным и самым совершенным в мире.
Лихтеровоз типа Си-Би; (Sea Bee). Характерной особенностью этого судна является грузовое устройство. Лихтеры поднимают на судно при помощи синхролифта-подъемника до уровня определенной палубы, а затем транспортером передвигают в установленное место. Трюма судна без поперечных переборок. Грузоподъемность синхролифта 2000 т. Масса лихтера Си-Би с грузом 1000 т, основные размерения 29,7x10,7x3,8x3,2 м. Часть лихтеровозов Си-Би строится в комбинированном варианте. Лихтеровозы Си-Би превышают по своим размерам лихтеровозы ЛЭШ, а их грузоподъемное устройство позволяет обрабатывать сразу 2 лихтера. Эти лихтеровозы также могут быть загружены контейнерами и крупногабаритными грузами. Для погрузки контейнеров на лихтеровозы Си-Би разработаны специальные платформы-адаптеры, что позволяет принимать контейнеры на судно без предварительного переоборудования трюмов.
К числу лихтеровозов типа Си-Би относится лихтеровоз "Юлиус Фучик", который был построен для перевозки 26 лихтеров типа Дунай-Майн, дедвейтом 1100 т, грузовместимостью 1300 м3. Основные параметры лихтера 38,25x11,0x3,3 м. Основные характеристики лихтеровоза "Юлиус Фучик": L= 265,5 м; B = 35 м; дейдвейт - 36000 т; осадка 10 м; скорость 20 уз.
Лихтеровоз типа Баколайнер (barge conteiner) рассчитан на перевозку 12 лихтеров типа Бако, основные размерения которого 24,0x9,5x5,1x4,06 м, дедвейт 800 т. Кроме лихтеров, судно рассчитано на прием 500 контейнеров 20-футового эквивалента, из них 78-рефрижераторных. Контейнеры располагаются на верхней палубе в 3 яруса. Лихтеры размещаются в трюме, погрузка производится методом докования через носовой лацпорт. Основные размерения судна-матки: L = 204 м; B = 28,5 м; осадка 6,65 м (осадка в процессе погрузки лихтеров равна 7,7 м); дедвейт 21100 т; скорость 15 уз.
Лихтеровозы типа Баколайнер имеют грузовые трюмы типа камер (рис.2), куда лихтеры вводят на плаву, устанавливают в определенной позиции и при всплытии судна-матки фиксируют на свои штатные места.
Лихтеровоз типа Бакат (barge aboard catamaran). Судно-матка рассчитано на перевозку лихтеров типа ЛЭШ (фидерное обслуживание) и лихтеров типа Бакат с основными параметрами 16,8x4,6x2,75x2,58 м. Лихтеры типа Бакат дедвейтом 148 т рассчитаны на обслуживание грузопотока между европейскими портами Северного моря и портами Великобритании.
Судно-матка полукатамаранного типа с двумя корпусами, закрытыми с носовой части (рис.3). Погрузка лихтеров производится двумя способами:
3 лихтера ЛЭШ на плаву заводятся с кормы между двумя корпусами притопленного судна и фиксируются на штатных местах в заданном положении, после чего судно откачивает ранее принятый балласт и всплывает; погрузка
лихтеров типа Бакат осуществляется с помощью платформы-подъемника грузоподъемностью 400 т, и размещаются лихтеры типа Бакат на верхней палубе судна-матки.
Фидерные лихтеровозы ФЛЭШ (fider lash) - несамоходные суда-баржи, рассчитанные на перевозку восьми лихтеров методом докования (Фи-Фо), и самоходные, например лихтеровоз типов ЛЭШ-12, серия "Борис Полевой".
Самоходный фидерный лихтеровоз типа ЛЭШ-12 (рис.4) является судном открытого докового типа. Грузовое помещение судна рассчитано на перевозку 12 лихтеров Дунай-Майн. На судне можно перевозить 513 контейнеров ДФЭ (транспортная 20-футовая эквивалентная единица, равная по габаритам 20-футовому стандартному контейнеру), трубы, лес и ряд других генеральных грузов. Колесную технику и крупногабаритные тяжеловесные грузы на судно можно грузить методом наката через кормовую аппарель. Перед погрузкой лихтеров судно притапливается, и лихтеры через кормовой лацпорт заводятся в доковую камеру.
В заключение следует заметить, что большинство из построенных лихтеровозов эксплуатируются как контейнеровозы, а о новом строительстве данного типа судов в настоящее время информация отсутстует.
Литература:
1. Российский морской регистр судоходства. Правила классификации морских судов, 1999 г.
2. Александров М.Н. Судовые устройства. Ленинград, Судостроение, 1987 г., с.655.
|
|