|
Мудрость, особая форма рефлексии человека над объективным миром и самим собой, основывающаяся на мыслительно - дискурсивном способе освоения мира (с помощью понятий и категорий) и на непосредственно-интуитивном постижении его (через образы и символы) с целью отображения сущности единства мира, проявляющегося в совпадении теоретических, ценностных и практических сторон соотношения человека с миром, на основе которых человеку предлагается целостная мировозренческая программа его жизнедеетельности; глубокий ум, основанный на богатстве духовного освоения окружающего мира и жизненного опыта.
М. - важнейшая философская ценность; цель философии, средство достижения цели, задача и функция. Поэтому философия - учение о М., придающая философии практический характер. В философском смысле М. - некоторое рациональное единство истины и добра, правды и любви, права и пользы, высшее состояние умственного и нравственного совершенства сознания человека. М. в понимании мира и человека указывают на регулятивную ценность всеохватного постижения мира. Уже в античной философии М. рассматривалась как идеал, эталон целостного сознания мира и места в нем человека. Это была новая форма мировоззрения, отличная от мифологии и религии. Она ориентировалась, прежде всего, на истинные знания и реалистическое понимание мира.
О значении М. в жизнедеятельности общества убедительно говорят книги древних: "Махабхарата" - "Мудрость полностью все дела объемлет"; "Библия" (Екклесиаст) - "Мудрость - лучше силы. Мудрость - лучше воинских орудий".
Противоположность мудрости - глупость, тупость, невежество. Человек, обладающий мудростью, считается мудрецом, достигшим учением, размышлением опытностью до создания высших житейских и духовных истин.
|
|