|
Философская антропология, целостное учение о человеке.
Вопрос о месте Ф.а. в системе философского знания имеет дискуссионный характер. Он обсуждался еще в эпоху Сократа, который считал концепцию человека эпицентром философского знания. С этих позиций он подверг резкой критике натурфилософию, которая на первый план выдвигала философские вопросы нарождающегося естествознания.
Ф.а. теснейшим образом связана с философским учением о бытии (онтология). Оторванная от онтологии она лишается своего базиса. В свою очередь, онтология не учитывающая данные Ф.а., становится ущербной ибо в человеке проявляются высшие потенции бытия (по меткому выражению Хайдеггера, он является "просветом бытия").
Существенный вклад в развитие Ф.а. внесли Киркегардт, Шеллинг, Фейребах, Шопенгауэр, Ницше, Шелер и др. Внутри Ф.а. конструировались такие разделы как социальная антропология, педагогическая антропология и др.
Ключевые проблемы Ф.а.: сущность человека, его происхождение, смысл жизни, факторы, детерминирующие поведение человека, соотношение общечеловеческих, классовых, групповых и индивидуальных ценностей и др.
|
|