|
Пассионарность - понятие, введенное в науку Гумилевым для характеристики процесса рождения какого-либо этноса или государства на основе недостаточно четко объяснимого всплеска биологической и духовной энергии. Результатом всплеска П. является образование суперэтноса на основе "старых", ранее существовавших этносов и культур; пространственное расселение этого суперэтноса соответствует уже не столько государству - нации, сколько империи. Гумилев выделяет фазы эволюции П. Первая - "пассеизм" , или "героизм", т.е. этическое стремление к бескорыстному созиданию во имя верности национальной традиции. Ей на смену приходит вторая фаза - "актуализм", т.е. ограничение жизнедеятельности лишь настоящим моментом, в отрыве от исторических традиций и надежд на судьбу будущих поколений. "Актуализм" - это фаза "пассионарного надлома", она характеризуется консервацией и началом распада суперэтноса. Завершает цикл развития цивилизации "футуристическая" фаза, в которой доминирует тип бессильных "мечтателей" и "религиозных эскапистов", утративших веру в реальную жизнь и стремящихся уйти в потусторонний мир. Здесь происходит окончательная деградация этноса, распад суперэтноса и империи. Затем, на основе нового этноса и остатков старых, "реликтовых" этносов (Гумилев называет их "химерами") начинается новый цикл этногенеза, обусловливающий очередной "пассионарный толчок". Одним из "молодых" этносов, сплотившим вокруг себя евразийский суперэтнос, Гумилев рассматривает великороссов.
Подобную концепцию Гумилев разработал на основе разностороннего изучения этнической истории народов, населявших Евразию. Согласно его представлениям, евразийские этносы (Леса и Степи) представляли собой самостоятельный и динамичный район этно-, культуро- и техногенеза. На основе славяно-тюркского синтеза образовался русский суперэтнос. Так появился геополитический континент Россия-Евразия. Гумилев стал, с одной стороны, продолжателем евразийского движения (его духовным учителем был Савицкий), с другой - родоначальником неоевразийства, которое унаследовало его учение о П., используется при описании процессов перехода от биполярного мира к однополярному, могополярному и утверждению новой биополярности на современной геополитической карте мира. Концепция П. в этом случае ориентирует исследователей на выявление социокультурной динамики геополитических процессов, которая указывает на равноправное существование цивилизационных пространств в современном мире.
|
|