Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Передерий Григорий Петрович

  
Автор:
 В.Н.Марунин
 

Передерий Григорий Петрович (11.10.1871, Ейск Кубанской обл. ― 14.12.1953, Москва), русский ученый, инженер в области мостостроения и строительной механики. Автор многочисленных инженерных решений по вопросам сооружения сборных мостов, индустриальных методов работ и применения электросварки в мостостроении. Член-корреспондент по Отделению технических наук (механика) с 28.12.1939 г., академик АН СССР по Отделению технических наук (мостостроение) с 27.09.1943 г.
Родился в семье строителя. После Ейского реального училища поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения (ПИИПС). После окончания (1897) устроился на строительство ж.-д. линии Данко-Смоленск, а затем работал на железных дорогах Закавказья.
Ещё будучи молодым инженером, возглавил в Тифлисе журнал "Инженерное дело". Журнал специализировался на технических идеях в вопросах инженерно ― строительного дела. Именно в нем вышли в свет первые работы будущего ученого.
В статье "Влияние жесткости узлов на усилия и напряжения в частях ферм" П. предложил и обосновал новый и точный метод расчета, который был по достоинству оценен учёными США и Европы только через несколько десятилетий. Именно П. принадлежит первенство в открытии эры железобетонных мостов.
В 1902 П. начинает преподавательскую деятельность на кафедре мостов Московского инженерного училища, одновременно служит инженером на Московско-Казанской ж.д.; в 1907 ― преподаватель ПИИПС. Плодотворно совмещал преподавательскую деятельность с проектной и инженерной работами.
Соавтор проекта Амурского моста ― спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Технические данные "Амурского чуда" были самые внушительные - он представлял собой прочную конструкцию из металла и бетона длиной почти 2600 м и полной высотой 64 м, при расстоянии от низа ферм до подпорного горизонта воды в 13,4 м. На строительство моста было израсходовано 17800 т металла. В 1916 это был самый крупный мостовой переход в Восточном полушарии.
В 1912 опубликовал первый в России "Курс железобетонных мостов. Конструкция, проектирование и расчет", который впоследствии неоднократно переиздавался.
В 1915 разработал типовые проекты железобетонных балочных пролетных строений под однопутную железную дорогу. Является автором проектов ряда мостов, в т.ч. однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова.
С 1919 ― профессор ПИИПС, с 1920 ― декан факультета инженерных сооружений, а в 1921 ― ректор института. На его плечи легла перестройка (пролетаризация) обучения в институте - требовалась подготовка полноценных инженеров, способных решать технические задачи восстановления и реконструкции отрасли транспорта страны, разрушенной во время Гражданской войны.
С поставленными задачами четырнадцатый ректор ПИИПС успешно справился. Под его руководством были разработаны новые методики преподавания курсов мостов, где впервые акцентировалось внимание на компоновку мостового сооружения в целом.
Основные труды П. посвящены теории и расчёту мостов.
Под его руководством в 1932 ― 38 в Ленинграде построен железобетонный мост им. Володарского (с применением в арках трубчатой арматуры) и реконструирован мост им. лейтенанта Шмидта (Государственная премия СССР, 1943).
Награжден орденом Ленина, пятью орденами, а также медалями.
Литература:
1. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
2. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза, Т. 1: 1836-1917 гг. - СПб., 1994; Т.2: 1917 - 1945. - СПб., 1997.
3. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я