|
|
Патон Евгений Оскарович (5.III.1870, Ницца ― 12.VIII.1953, Киев), ученый в области сварки и мостостроения, академик АН УССР (1929), Герой Социалистического Труда (1943), вице-президент АН УССР (1945-1952).
Родился в Ницце (Франция) в семье русского консула. Окончил Дрезденский политехнический институт (1894) и Петербургский институт инженеров путей сообщения (1896).
С 1896 ― преподаватель Московском инженерном училище путей сообщения, с 1904 ―преподаватель Киевского политехнического института (КПИ). Занимался научными изысканиями по расчету рациональных конструктивных схем металлических пролетных строений мостов, исследовал условия их работы и способы восстановления разрушенных мостов. С 1905 ― профессор КПИ. Автор оригинальных проектов мостов и путепроводов, среди которых - ажурный "Мост Влюбленных" в Мариинском парке Киева (1911).
С 1921 возглавлял мостоиспытательную станцию в Киеве. В 1929 организовал сварочную лабораторию со штатом в пять человек. Учитывая перспективность новох сварочных технологий, в 1934 лаборатория была реорганизована в Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук. Итогом первой пятилетки института стало важнейшее открытие ― автоматическая скоростная сварка под флюсом ― революционный шаг в электросварке.
На совместном заседании ЦК ВКПБ(б) и Совнархоза (20.12.1940) было заслушено сообщение П. о скоростной сварке и практическом значении этого открытия, В итоге было принято постановление о внедрении изобретения на двадцати крупнейших заводах страны и назначении П. ― государственным советником при Совете Народных Комиссаров СССР.
В июне 1941 вышла в свет книга П.: "Скоростная автоматическая сварка под слоем флюса". Книгу напечатали за шесть дней - ни одно научное исследование не выходило в свет за такой короткий срок. 21.06.1941 направлен на Уральский завод для решения сложной задачи - сварка брони. Без решения этой технической задачи массовый ускоренный выпуск танков был невозможен. В пути, узнав о начале войны, отправил письмо Сталину: "… В мои годы я вряд ли могу быть полезным на фронте. Но у меня есть знания и опыт, и я прошу Вас использовать меня как специалиста там, где Вы найдете возможным и нужным. Родина в опасности, и я хочу свои последние силы отдать ее защите". По его рекомендации Правительственный Совет по эвакуации перевел Институт электросварки на Северный Урал.
Научные изыскания увенчались успехом. Внедрение автоматической сварки корпусов танков на Уральском танковом заводе в 1942 повысило производительность сварочных работ примерно в 8 раз. Технологии по сварке специальных сталей были внедрены в оборонную промышленность, что существенно повлияло на темпы производства вооружения, танков, бомб и др.
В послевоенные годы возглавил работы по созданию научных основ сварки, широкому внедрению сварки в промышленность; созданию и внедрению в промышленность поточных сборочно-сварочных линий.
В 1945 П., специалист в области сварочных работ, далекий от перспективных научных направлений, как ядерная физика, генетика, информатика, был выбран для руководства украинской наукой. Истинные причины назначения знал только узкий круг руководства СССР. Страна стояла на пороге ядерной гонки.
Самым ответственным процессом изготовления корпуса баллистической ракеты, испытывающей при запуске гигантские нагрузки, являлась сварка, обеспечивающая монолитность всей конструкции. Задача изготовления корпусов межконтинентальных ракет П. была успешно освоена на Новокраматорском заводе тяжелого машиностроения.
При его участии были спроектированы и созданы первые поточные линии в сварочном производстве, разработана аппаратура для автоматической сварки, созданы индустриальные способы сварки. Быстрее, дешевле, надежнее стали строиться каркасы заводских цехов, цистерны и вагоны, паровые котлы и суда.
Под руководством П. в 1953 в Киеве построен цельносварный мост через р. Днепр. Во всей этой 1150-метровой громаде нет ни одной заклепки. Он цельносварной. В этом сооружении ― творении Патона ― слились воедино два дела, которым он посвятил свою жизнь: мостостроение и сварка.
Умер и похоронен П. В Киеве. Научный вклад выдающегося ученого был отмечен высокими государственными и научными премиями и наградами: Государственная премия СССР (1941), два ордена Ленина, 4 др. ордена, а также медали. Имя П. носит мост через Днепр и НИИ электросварки. П. по праву считается основоположником научной школы в области электросварки.
Литература:
1. Русские архитекторы и строители. М., 1952. С.109-115.
2. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
3. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза, Т. 1: 1836-1917 гг. - СПб., 1994; Т.2: 1917 - 1945. - СПб., 1997.
4. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.
|
|