Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Проскуряков Лавр (Лаврентий) Дмитриевич

  
Автор:
 В.Н.Марунин
 

Проскуряков Лавр (Лаврентий) Дмитриевич [18(30).08.1858 - 14.09.1926], инженер, учёный в области строительной механики и мостостроения, заслуженный профессор Московского инженерного училища (1896). Автор проектов больших мостов через Волхов, Оку, Енисей, Амур, Москву-реку и др.
Родился в с. Борисовка в нескольких км. от г. Валуек Воронежской губернии в многодетной крестьянской семье из 18 человек. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учебы, П. поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения (ПИИПС). Будучи студентом, напечатал две первые свои научные работы по строительной механике: "Исследование значений момента от сосредоточения грузов, перемещающихся на балке на двух опорах" и "О времени, необходимом для прогиба балки".
По окончании в 1884 работал мостовиком-проектировщиком. В 1887 возвратился в ПИИПС на преподавательскую и исследовательскую работу. Защитив докторскую диссертацию, П. за короткое время становится известным ученым и специалистом в области строительной механики. В это время его больше всего привлекает проблема мостов - больших и малых, которые стали важнейшими объектами на бурно развивающейся сети железных дорог в России.
П. первым оценил преимущества графо-аналитических методов расчета и начал их применять в своих курсах строительной механики. Его предложения по преимуществу ферм с треугольной шпренгельной решеткой для ж.-д. мостов нашли впоследствии самое широкое применение в мостовых конструкциях. В 1887 с использованием этого новшества был построен железнодорожный мост через реку Сулу в украинском г. Ромны, который выдержал все испытания. Данным проектом П. положил начало новому направлению в мостостроении.
В 1891 начинается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток. Министр Витте поручает П. ответственный участок этого грандиозного проекта - сооружение мостов на Транссибе. Одним из заключительным звеном на Транссибирской магистрали стал железнодорожный мост через Енисей. В проекте пролетного строения (144,5 м) Енисейского моста, придав верхнему ее поясу ломаное очертание, П. довел высоту главных ферм почти до 1,7, а ширину до 1/24 длины пролета при увеличении длины панелей до 8-ми метров. Следующий мост был через р. Амур. Это был самый крупный мостовой переход в Восточном полушарии. Он представлял собой прочную конструкцию из металла и бетона длиной почти 2600 м и полной высотой 64 м. Только чуть позднее был построен мост через реку Форт оф Фест близ Эдинбурга в Англии, по длине несколько превосходивший Амурский. За проект моста незаурядный инженер и талантливый ученый получил на Парижской выставке (1900) высшую награду - Большую золотую медаль.
Восхищенный Эйфель, не имевший доселе равных себе в мостостроении, в присутствии Дизеля, Маркони, Менделеева и др. ученых сказал в его адрес: "Этим проектом Вы сразили меня… победа за Вами…". Эйфель оказался прав. Первую трещину обнаружили в 1937 - почти через 40 лет Это была победа русской науки и техники. Приведем лишь один из показателей, характеризующих роль и значение строительства моста для экономики России - население Хабаровска за период с 1897 по 1913 выросло с 14971 до 52000 чел.
Ученый продолжал совершенствовать ферму моста. Он доказывает, что ферма еще более эффективна в своем арочном исполнении и сооружает несколько арочных мостов на Москва-реке, Прекрасным образцом таких мостов - арочный мост через р. Москву на Московской окружной железной дороге, в районе Центрального парка культуры и отдыха им. Горького.
Уникальным является и научно-педагогическое наследие П. Он искусно синтезировал в ходе своих лекций три основных дидактических принципа: наглядность, доступность и природосообразность. В его практике это значило - толковать сложные аналитические выводы обязательно графически. Его двухтомник по строительной механике был в свое время признан лучшим учебником в вузах. Он по праву признан пионером русской науки о мостах, выдающимся учеными педагогом-новатором. Своей творческой и научной деятельностью он прославился далеко за пределами нашей страны.
В течение сорока лет проектировал мосты различных пролетов от 20 до 145 метров. "Проскуряковскими фермами", легкими и рациональными к восприятию нагрузки, были перекрыты сотни пролетов на российских и зарубежных железных дорогах. Все они представляют собой незаурядные произведения промышленной архитектуры, в которых тесно слились требования целесообразности и эстетики. Умер П. в Москве. В 1912 учреждена Золотая медаль им. Проскурякова за лучшие работы по строительной механике.
Литература:
1. Евграфов Г. Русские мостовики // Железнодорожный транспорт. 1944. № 10-11. С. 79-85;
2. Русские архитекторы и строители. М., 1952. С. 109-115.
3. Прокофьев И. П., Лавр Дмитриевич Проскуряков, "Строительная промышленность", 1953;
4. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994;
5. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза, Т. 1: 1836-1917 гг. - СПб., 1994; Т.2: 1917 - 1945. - СПб., 1997;
6. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я