Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Шильдер Карл Андреевич

  

Шильдер Карл Андреевич – выдающийся военный инженер. Родился 27 декабря 1785 г. (ст. ст., 7 января 1786 г. по н. ст.) в д. Симоново Витебской губернии (ныне Невельского р-на Псковской обл.) в семье купца, удалившегося от дел. После получения домашнего образования родители отправляют мальчика в Московский благородный университетский пансион. В 16 лет был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон, в 1803 г. – в колонновожатые при Депо свиты царя. В 1805 г. Ш. участвовал в сражении под Аустерлицем. Это было его первое боевое крещение. За Аустерлиц получает орден святой Анны 4-й степени и 17 мая 1806 года становится поручиком 2-го Пионерного полка. Так началась его служба в инженерных войсках, где состоял до конца жизни и дослужился до звания генерал-адъютанта. За время своей военной службы Ш. участвовал в обороне Бобруйска в 1812 г., в сражениях во время русско-турецкой войны 1828-1829 г.г., а с 1853 г. – и в Крымской войне. Он занимал должности командира сапёрной роты, батальона, начальника инженерной службы корпуса и армии, несколько раз был ранен. Кавалер ордена святого Георгия.
Всю свою жизнь Ш. посвятил фортификации. Он разработал новую систему контрминой борьбы (минами в то время назывались подкопы под вражеские укрепления). К числу его технических новинок относится «бурдючный мост» для переправы войск через реки. Однако фортификация была не единственным занятием Ш. Современники характеризуют Ш. как прекрасного рисовальщика, чертежника, математика, музыканта и геодезиста. По призванию Ш. был изобретателем. Его изобретательность талантливо проявилась ещё при строительстве укреплений на р. Припять. Ш. постоянно искал и использовал для нужд армии различные технические нововведения. Военные кампании превращались для него в повод воплотить очередную техническую идею, практически использовать свои выдающиеся способности. Изобретательность Ш. выходила далеко за пределы фортификации. Историк Андрей Воротников утверждает, что «заносило военного инженера довольно-таки далеко от проблем фортификации». Ш. разработал противопехотные мины (в современном значении этого термина) и первым в мировой практике применил для подрыва зарядов подводных мин гальваническую батарею. В одном из отзывов современников по поводу этого изобретения говорится: «Применение гальванизма к воспламенению мин, придуманное и введённое в употребление Карлом Андреевичем составляет одну из неоценимых услуг, оказанных им военно-инженерному искусству в России». От гальванической батареи срабатывали не только мины, но и ракеты. Это был единственно возможный способ запуска ракет из-под воды. Способ воспламенения пороха от гальванической батареи Ш. разработал в 1831 г. совместно со своим другом молодости чл.-корр. Петербургской академии наук Павлом Львовичем Шиллингом, а конструкцию системы зажигания – совместно с известным русским учёным-электротехником Б.С. Якоби. Через много лет после гибели Ш. именно Б.С. Якоби публично отстаивал приоритет Ш. в этом изобретении: «Многие ещё живы из тех, кои были свидетелями такого типа опытов покойного генерала Шильдера, опытов, увенчавшихся успехом». Здесь Б.С. Якоби имеет ввиду первые показательные испытания подводных мин, подрываемых посредством гальванической батареи. Эти опыты Ш. провёл на Обводном канале 21 марта (2 апреля) 1834 г. Тогда же состоялись и первые подводные пуски пороховых ракет. Учитывая, что электротехника в тридцатые годы XIX века переживала младенческую пору, и, рассматривая новинку Ш. сегодня в перспективе всей последующей истории ракетостроения, ее можно с полным правом назвать выдающимся изобретением. Даже в наше время эта работа Ш. недостаточно известна, особенно зарубежным историкам науки и техники. В 1960 году журнал «Зольдат унд техник» (ФРГ) утверждал, что впервые додумались применить ракеты немецкие подводники в 1942 г., не подозревая, что проект Ш. существовал к тому времени уже 108 лет.
Ракеты давно занимали далеко не последнее место в военных планах Ш. Ещё в 1829 г. во время ночного штурма крепости Силистрии Ш. весьма успешно реализовал свой собственный план наступления с использованием боевых ракет. Ш. установил ракетные станки на лёгких плотах, которые выдвинулись в сторону крепости вместе с десантными судами. Результат применения этой тактической новинки, по словам одного из участников сражения Петра Глебова, был ошеломляющим: «Силистрийские турки тогда ещё не имели понятия об этом огнестрельном снаряде, поэтому и неудивительно, что удачные пуски ракет навели на них ужас, они в беспорядке бросились бежать».
Настоящую славу выдающемуся генералу и инженеру принесло создание им подводной лодки-ракетоносца (рис.  123). Подводная лодка конструкции Ш. была простроена в 1834-1836 г.г. на Александровском литейном заводе в С.-Петербурге. Это было первое в России судно с цельнометаллическим корпусом. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Поперечное сечение корпуса лодки напоминает неправильный эллипс. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами. Между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Технические характеристики

Длина, м 16,4
Ширина наибольшая, м 1,5
Водоизмещение, т 1,8
Численность экипажа, чел. 8-10
Глубина погружения, м ок.12,0
Вооружение
Мина, содержащая 16 кг дымного пороха, шт. 1
Пороховые ракеты, шт. 6
Диаметр ракет (предполагаемый), мм 102
Система погружения состояла из резервуара в трюме, заполняемого водой через два крана; при всплытии откачка воды из резервуара проводилась ручным насосом. На лодке имелись два якоря-гири, отлитых из чугуна. При опускании гирь на дно лодка становилась легче на 130 кг.
В качестве движителя использовались гребки, Гребки были сконструированы по подобию лап водоплавающих птиц и располагались попарно с каждого борта. При движении вперед гребки складывались, а при движении назад раскрывались, обеспечивая упор. Каждый гребок приводился в действие качанием рукоятки привода изнутри корабля. Конструкция привода позволяла, изменяя угол качания гребков, не только обеспечивать прямолинейное движение лодки, но и всплытие ее или погружение. Управление движением лодки осуществлялось вертикальным рулём в виде рыбьего хвоста. В кормовой башне располагалась зрительная труба с двумя зеркалами (прообраз современного перископа), которую Ш. сконструировал, использовав идею «горизонтоскопа» М.В. Ломоносова. Для замены воздуха использовался центробежный вентилятор конструкции А.А. Саблукова, вращаемый вручную. К выхлопному патрубку вентилятора присоединялся воздухопровод, который выводился в атмосферу через крышку кормовой башни, в другой башне располагался трубопровод для поступления свежего воздуха. Для пополнения запасов воздуха достаточно было на 30 с поднять над водой трубу воздухозаборника. Подводная мина имела заершенный стержень и надевалась на бушприт. Мина соединялась с гальванической батареей внутри лодки длинным проводом. Для поражения вражеского судна миной необходимо было вонзить в его корпус заершенный стержень мины, удалиться от судна на безопасное расстояние и с помощью электрического запала взорвать мину.
Главным вооружением подводной лодки были ракеты, способные поражать надводные и подводные цели. Пороховые ракеты размещались в 6 горизонтальных железных трубах – пакет из 3 труб с каждого борта. Пакет мог приводиться в наклонное положение для создания угла возвышения в 10-12 градусов, необходимого при стрельбе. Электрический запуск ракет также производился изнутри лодки. При пуске ракет пробки, закрывающие концы труб, вышибались самими ракетами и их выхлопными газами. Предметы вооружения и оборудования изготавливались в мастерских лейб-гвардии сапёрного батальона, а ракеты – в Петербургском ракетном заведении. В ходе испытаний подводная лодка показала хорошие результаты, хотя и выявился один важный недостаток – скорость лодки в погруженном положении не превышала половины узла. Сказалось отсутствие механического двигателя, но подходящие для этого устройства в то время еще не появились. Для транспортировки лодки на дальние расстояния Ш. сконструировал специальный понтон, который должен был буксироваться в район боевых действий небольшим пароходом. Понтон также имел на вооружении ракетные установки.
От военного ведомства поступил заказ на создание аналогичного аппарата, только меньшего размера. Это было необходимо для того, чтобы лодку можно было перевозить посуху "с помощью не более чем шести лошадей".
В 1839 г. при участии Ш. был создан «Комитет о подводных опытах». Этот Комитет возглавил работы по подводным минам и подводным лодкам.
Первые испытания подводной лодки выявили необходимость выполнения ряда усовершенствований, что затянуло строительство лодки до 1840 г., когда от Ш. потребовали представить записку о тех исправлениях, которые еще необходимо было произвести до окончательных испытаний. Вторая лодка в принципе мало отличалась от первого варианта . 23 сентября 1840 г. на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами лодка была погружена насколько позволяла глубина реки, над поверхностью воды были только верхушки башен. Через 3 часа лодка всплыла. 8 человек команды "стеснения воздуха не чувствовали".
Дальнейшие испытания проходили 24 сентября 1841 г. в Кронштадте по программе, составленной Ш. и одобренной Комитетом о подводных опытах. Для погружения накладывался дополнительный балласт, затем с помощью гирь, впуска воды и архимедова винта лодка погружалась и всплывала. 25 сентября лодка погрузилась с помощью балласта, башни возвышались на 1 фут над поверхностью воды. Сам Ш. управлял движением лодки по курсу и перекладкой рулей с катера через каучуковую переговорную трубу, один конец которой входил в лодку, а другой, в виде рупора, находился у него в руках. Подводная лодка за 35 минут прошла 183 сажени (один гребок был сломан), после чего была отбуксирована к пристани.
После этих испытаний Комитет заключил, что лодка не может выполнять боевых задач, так как сама не может находить направление под водой, и счел дальнейшие опыты бесполезными. Распоряжением военного министра от 9 октября 1841 года за № 949 опыты были прекращены и лодка назначена к уничтожению. По просьбе Ш. лодка была передана в его распоряжение для "партикулярных занятий". Через несколько лет, не имея более средств продолжать опыты, Ш. лодку разобрал и продал в виде металлолома.
Во время испытаний лодку обслуживали нижние чины лейб-гвардии саперного батальона и Гвардейского морского экипажа. Первыми командирами подводной лодки в России были лейтенанты Жмелев и Адамопуло.
Как и все изобретатели подводных лодок XIX века Ш. оказался впереди своего века, состояние технических средств того времени не могло обеспечить создание подводной лодки, пригодной для боевого использования. Скромные боевые возможности своей лодки осознавал и сам Ш., поэтому он предложил для доставки подводной лодки к месту боевых действий использовать подвижную пристань, также вооружив ее ракетами. Другим вариантом доставки подводных лодок предлагались два парохода, строительство первого из них не было доведено до конца; второй ("Отважность") не оправдал себя при испытаниях.
Ш. предложил еще два проекта подводных лодок. Первый предназначался для плавания в значительном удалении от рейда и не был осуществлен, второй представлял лодку уменьшенного объема и предназначался для уничтожения неприятельских мостов на больших реках. Предполагалось, что лодка будет пускать плавучие мины по течению реки. По неподтвержденным сведениям образец такой бочкообразной подводной лодки был изготовлен Александровским заводом, но о проведении её испытаний данных не имеется. Изобретения Ш. обещали такие серьёзные преимущества российскому флоту, что высшие армейские чины сделали всё возможное, чтобы их тщательно засекретить. Специальное предприсание от 14 июля 1837 г. требовало, чтобы «… проекты генерала Шильдера сохранялись в тайне и никаких сведений о них не было бы сообщаемо иностранцам», что вполне оправдано. Все проекты Ш. и сведения о результатах испытаний были сданы в архив и о них благополучно забыли. Столь высокая степень секретности, по мнению белорусского историка Владимира Ларионова, привела к тому, что работы по усовершенствованию подводных лодок и формированию российского подводного флота были отодвинуты на многие десятилетия.
В 1853 г. началась Крымская война и Ш. продолжил свою службу по основной специальности. При форсировании Дуная в районе крепости Силистрии (той самой, с которой началась его слава военного инженера Ш. в 1829 г.) Ш. был ранен в ногу осколком гранаты и через десять дней, 1 июля, скончался в Калараше, не вынеся операции. Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего любимца словами: "Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости".
Источники информации:
1. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков (до 70-х гг. XIX в.): Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с., ил.
2. Сайт http://www.navy.ru/ .

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я