|
Зевс (по гр. Дий) - верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает "светлое небо". З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завернутый камень, а младенец в тайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормивших его молоком козы Амалфеи.
В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. Возмужавший З. вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды, зельем. За это они отдали во владение З. громы и молнии. Затем он начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в тартар. Три брата - З, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. Отсюда один из эпитетов З. Хтоний ("подземный"). З. Хтония почитали в Коринфе. Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется на гору Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Борьба З. и олимпийцев с миров чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - З.). Олимпийский З. считается отцом богов и людей. З. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусство, нормы морали и прочее. З. Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он дает людям законы. З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого, "дарователем жизни", "всепородителем". З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. "родовой". Будучи "отцом людей и богов", З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным З. на жалкую участь. Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. З. хочет уничтожить жалкий род людей и "насадить" новый. Троянская война - тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие. З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. "блюстителем законов".
Атрибуты З. - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли З, находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов, Немейские игры, а также праздник 20 июля, посвященный также богу солнца Гелиосу. З. соответствует римский Юпитер.
Список литературы:
1. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - Москва.: Большая Рос. Энциклопедия, 1992;
2. http://www.greekroman.ru/;
3. http://www.hellados.ru/texts/zeus.php.
|
|