Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Заозерск

  
Автор: Хрыпова Т.М.

Заозерск - город областного подчинения, находящийся в ведении федеральных органов государственной власти и управления по Мурманской области. Расположился на берегу губы Западная Лица в Мотовском заливе Баренцева моря. Этот залив был впервые описан и нанесен на карту в 1823 г., участниками исследовательской экспедиции 1821-1824 гг. на бригантине "Новая Земля" под командованием капитан-лейтенанта Ф.П. Литке.
(рис. 1, 2).
Первые капитальные постройки начали появляться на побережье губы Западная Лица в 1939 г. По одному из соглашений, подписанному во время советско-германского договора о ненападении, наша страна обязалась предоставить немцам на Крайнем Севере порт или место для военно-морской базы, куда могли бы заходить крейсера, курсирующие на торговом пути союзников в Атлантике.
Для создания базы немецким военно-морским ведомством Редера была выбрана губа Западная. Секретный порт получил название "Пункт "Норд". Но весной 40-го г., когда немцы высадились в Норвегии и получили удобные для своих баз фьерды, база "Норд" на Мурмане утратила свое значение.
Советским военно-морским ведомством стратегически выгодное положение Мотовского залива было оценено в конце 50-х годов, когда возникла необходимость создания на Северном флоте базы для зарождающегося атомного подводного флота Советского Союза.
30 апреля 1957 г. на пустынный берег бухты опоясанной со всех сторон скалами, по заданию командования, высадился небольшой изыскательский отряд. Руководил экспедицией главный инженер - А.М. Александрович. Обустроившись за пару дней на старой барже, изыскатели приступили к изучению окрестностей и проведению топографической съемки местности.
В результате инженерно-геологических изысканий в нескольких километрах от залива была найдена ровная площадка, сложенная песчанно-валунными грунтами - отложениями водных потоков тающих ледников, которые обеспечивали надежность проектируемых жилых и административных зданий.
На небольшом удалении от этой площадки был выбран участок водозабора на реке Западная Лица. Из воспоминаний участников этой экспедиции, во время изыскательских работ их не покидало ощущение, что они вернулись в суровые военные годы. Вся местность была усеяна обломками военной техники, осколками снарядов, заржавевшим оружием. Именно здесь, вдоль реки Западная Лица, проходил главный участок фронта в июне 1941 г. Здесь нашим войскам удалось остановить наступление горно-стрелкового корпуса "Норвегия" и сорвать план молниеносного прорыва обороны Мурманска.
К концу 1957 г. изыскательские работы были закончены, а в 1958 г. был разработан и утвержден первый генеральный план застройки поселка (рис.  3 ).
В этом же году была спущена на воду первая в истории нашего флота атомная подводная лодка "К-3" - "Ленинский Комсомол". А уже в октябре 1959 г. - отдельная бригада подводных лодок была передислоцирована из Северодвинска в губу Западная Лица. В это же время в поселке, где должны были обосноваться моряки-подводники, было построено несколько десятков бараков и деревянных сборнощитовых домиков. Жилища эти были не очень пригодны для Севера. Зимой температура в них едва достигала 5 - 6 градусов. Отапливались они по северному варианту: с вечера в печку складывали камни, которые затем поливали бензином и поджигали. Жар от раскаленных камней несколько часов обогревал помещение, но уже к утру вода, стоявшая в ведрах, покрывалась корочкой льда.
Несмотря на тяжелые социально-бытовые условия, люди не унывали: энтузиазма в те годы нашему народу было не занимать. Подводники осваивали атомные субмарины, а строители строили для них дома.
К 1 сентября 1960 г. было возведено три многоэтажных жилых дома. В город стали съезжаться жены моряков. В совсем еще недавно пустой тундре зазвенели детские голоса. За пять лет к 1964 г. центр поселка был сформирован и насчитывал 13 жилых домов. Была построена школа на 480 мест, Дом офицеров, аптека, магазин смешанных товаров. Связь с Большой землей в те годы осуществлялась морским путем. Два раза в неделю, к берегу, если позволяла погода на море, подходил небольшой деревянный пароходик, прозванный в народе - "Санта-Мария". Он привозил письма, продукты, необходимые промтовары. На нем приезжали и уезжали в отпуска на Большую землю. В летнее время до Мурманска можно было добраться и сухопутным путем, по фронтовой дороге, проходившей через поселок Ура-Губа. Около речки автобус останавливался, пассажиры выходили наружу и переходили речку в брод. Автобус в целях безопасности переезжал через деревянный мостик, порожним. Весь путь занимал около 6 часов. Строительство магистральной автодороги с мостом через реку Западная Лица было окончено только в 1971 г. К этому времени в поселке уже насчитывалось 38 пятиэтажных домов, построена котельная, новый Дом офицеров, бассейн. К общеобразовательной школе было достроено еще одно крыло, и в ней уже могли обучаться 980 ребятишек. В старом деревянном здании ДОФа открылась музыкальная школа.
Поселок развивался, менялись его названия. А в 1981 г. ему был присвоен статус города, с названием - Мурманск-150. В феврале 1994 г. он был переименован в Заозерск. Несмотря на частые переименования города - не менялась его суть. Его градообразующей основой во все времена оставалась 1-я Краснознаменная Флотилия атомных подводных лодок, сформированная в 1961 г. на базе 206-й отдельной бригады подводных лодок.
Сколько новых страниц вписали в славную летопись боевой славы Российского флота экипажи подводных кораблей 1-й Краснознаменной Флотилии атомных подводных лодок СФ!
Июнь 1962 г., Первая советская подводная лодка "К-3" "Ленинский Комсомол" впервые в истории ВМФ совершила поход подо льдами Арктики и всплыла в районе полюса.
Сентябрь 1963 г. Две АПЛ - "К-115" (командир - капитан 2 ранга Дубяга И.Р.) и "К-178" (командир - капитан 1 ранга Михайловский А.П.) - совершили первый в истории отечественного мореплавания переход подводных лодок на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики со всплытием у полярных станций "Северный полюс - 12" и "Северный полюс - 10".
Март 1967 г. АПЛ "К-128" на 7 месяцев покидает родные берега, уходя в дальний поход в составе экваториальной экспедиции особого назначения.
Январь 1976 г. Первый групповой переход подводных лодок "К-469" и "К-171" в составе тактической группы на Тихоокеанский флот через Атлантический и Тихий океаны, пролив Дрейка.
Можно перечислить еще множество походов 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок, которые в календаре исторических и памятных дат Военно-Морского Флота нашего Отечества связаны со словом "впервые".
За послевоенные годы 29 военнослужащих 1-й флотилии удостоены звания "Герой Советского Союза", 4 - "Герой России".
Но есть, к сожалению, в летописи флотилии даты и события, о которых невозможно говорить без боли. За прошедшие 40 лет со дня, когда на воду сошла первая атомная лодка "К-3", море забрало не один десяток жизней подводников, уходивших на защиту морских рубежей нашей Родины. На самой легендарной лодке "К-3" "Ленинский Комсомол", в сентябре 1967 г. во время аварии погибло 39 членов экипажа. Они захоронены в братской могиле недалеко от Заозерска, среди сопок, в стороне от людских глаз. Но в городе помнят о них и чтят их память. Не случайно главная улица города носит имя АПЛ "Ленинского Комсомола".
Незаживающей раной является и гибель атомной подводной лодки "Комсомолец", произошедшая в Норвежском море 7 апреля 1989 г.
Величественно возвышается над городом мемориальный комплекс, воздвигнутый в ноябре 1991 г. в память о погибших на "Комсомольце" подводниках, напоминая о силе духа, мужестве и героизме моряков, до конца выполнивших свой воинский долг (рис.  4 ). Помнят заозерчане и о подвигах матроса Леонида Рябинина, лейтенанта Бориса Корчилова, которые ценой собственной жизни предотвратили взрывы атомных реакторов на подводных лодках и спасли боевые корабли и жизнь своих товарищей. Их именами названы улицы города.
Есть в Заозерске и улица имени Ивана Александровича Колышкина, командира легендарной подводной лодки "Д-3", которая во время войны повредила и отправила на дно более двухсот вражеских кораблей.
В ходе проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением Вооруженных сил, с 1991 г. штатная численность объединения уменьшилась на 28%. За этот период экипажей подводных лодок, вспомогательных судов, береговых подразделений расформировано более 40.
Утилизируются корабли, уходят с флота высококлассные специалисты - офицеры и мичмана. Многие уезжают из города. За период с 1991 г. население Заозерска сократилось на 18%.
В 1993 г. в городе построена и сдана в эксплуатацию новая общеобразовательная школа на 1296 мест. В 1997 г. сдано в эксплуатацию здание нового крытого рынка на 45 торговых мест и 8 киосков, построены рыночная площадь с оборудованными летними павильонами, новая АТС на 3 тысячи абонентных номеров. Ремонтируется и сдается поэтапно в эксплуатацию один дом из числа "заколоченных", здесь уже разместилась вечерняя школа и Учебно-производственный комбинат.
В 1997 г. в Заозерске открыт филиал Мурманского кооперативного техникума. Благодаря администрации города, нашлось место и для православного храма, который также был открыт в городе в 1997 г.
В 1997 г. в Заозерске избран представительный орган местного самоуправления, который занимается разработкой законодательной базы.
Литература:
1. Газета: "Западная Лица"

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я