|
|
Подшипник - опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим его частям. По направлению воспринимаемых нагрузок подшипники разделяют на радиальные (для восприятия нагрузок, перпендикулярных к оси вала), упорные (для восприятия нагрузок, направленных по оси вала), а также радиально-упорные (для восприятия комбинированных, преимущественно радиальных нагрузок; реже применяют упорно-радиальные подшипники - преимущественно для восприятия осевых нагрузок). По виду трения различают подшипники качения (получили наибольшее распространение) и подшипники скольжения.
Подшипник качения, опора вращающейся части механизма или машины, работающая в условиях преобладающего трения качения, обычно состоящая из внутреннего и наружного колец, тел качения и сепаратора, разделяющего тела качения и направляющего их движение ( рис. 1 ).
По форме тел качения подшипники качения могут быть шариковыми и роликовыми с различной формой роликов. На наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного выполняются дорожки качения, геометрическая форма которых зависит от применяемых в данном подшипнике тел качения. Иногда в целях уменьшения радиальных габаритов применяют подшипники качения без одного из колец, дорожка качения при этом выполняется непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали ( рис. 2 ). Некоторые подшипники качения (например, игольчатые) могут не иметь сепаратора. Такие подшипники качения отличаются большим числом тел качения, а следовательно, и большей грузоподъёмностью. Предельная частота вращения бессепараторных подшипников ниже из-за повышенных моментов трения.
По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники качения разделяют на четыре группы: радиальные — предназначены для восприятия только радиальных (например, роликоподшипники с игольчатыми роликами) или радиальных и ограниченных осевых нагрузок (например, шарикоподшипники радиальные однорядные); радиально-упорные — для восприятия комбинированных, т. е. радиальных и осевых, нагрузок (например, подшипники с коническими роликами); упорно-радиальные — для восприятия в основном осевых и незначительных радиальных нагрузок (имеют ограниченное применение); упорные — для восприятия только осевых нагрузок. Подшипники качения могут иметь один или несколько рядов тел качения и различную конструкцию.
По комплексу признаков подшипники качения разделяются на типы ( рис. 3 ). Кроме подшипников качения основных типов, существуют их конструктивные разновидности (некоторые из них показаны на ( рис. 4 ).
Подшипник скольжения, опора пли направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.
По направлению восприятия нагрузки различают радиальные и осевые (упорные). В зависимости от режима смазки подшипники скольжения делятся на гидродинамические и гидростатические, газодинамические и газостатические (роль смазки выполняет воздух или нейтральный газ), с твёрдой смазкой. Существует множество конструктивных типов: самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и др. Радиальные подшипники скольжения обычно выполняются в виде втулки, двух или более вкладышей, полностью или частично охватывающих вал. Такие подшипники скольжения работают главным образом в режиме жидкостного или полужидкостного трения. Смазка подводится через отверстия во вкладышах ( рис. 5, а ), кольцевые или местные винтовые канавки и карманы, находящиеся в зоне разъёма ( рис. 5, б ).
Высокоскоростные подшипники скольжения жидкостного трения выполняются с жёсткими вкладышами ( рис. 6, а, б, в ) или самоустанавливающимися в виде качающихся ( рис. 6, г ), свободных ( рис. 6, д ) и кольцеобразных «плавающих» ( рис. 6, е ) вкладышей.
Осевыми подшипниками скольжения являются простые подпятники, сегментные упорные подшипники ( рис. 7 ).
|
|