Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Кербердз Станислав Валерианович

  
Автор:
 В.Н.Марунин
 

Кербердз Станислав Валерианович (1810–1899) – выдающийся инженер путей сообщения, учёный в области механики и мостостроения, профессор (1842), почётный член Петербургской АН (1858).
Родился литовско-польской семье Поневежеского уезда Ковенской губернии. Учился в училище в Поневеже, Ковенской гимназии, затем на физико-математическом отделении Виленского университета, который окончил в 1828 г., получив степень кандидата. В 1828 г. поступил на 3 курс Института корпуса инженеров путей сообщения. При выпуске сдавал экзамены по 18 предметам и набрал 174,68 балла из 180 по 10-балльной системе, что послужило основанием рекомендовать профессору М.С. Волкову для зачисления его репетитором на кафедре по курсу построений и прикладной механики.
Начало его преподавательской деятельности совпало с постройкой первых железных дорог с паровой тягой. Необходимы были научные исследования в области экономической эффективности и технической возможности строительства железных дорог в России. Вместе с Мельниковым был направлен в командировку для изучения опыта строительства железных дорог Англии, Франции и Бельгии. Результатом поездки стал фундаментальный отчет (1673 страницы текста и 190 листов чертежей). В нем инженеры убедительно доказывали необходимость строительства магистральных железных дорог в России.
Во введении к отчету они писали: ”Ничто не может так содействовать просвещению, как возможность скорых и дешевых путешествий, приобретаемая усовершенствованными системами сообщений”. Они докладывали, что для России с ее огромными пространствами железные дороги нужнее, чем для какой-либо другой страны, и что “под рельсами окажутся залежи золота”.
Принял участие в конкурсе проектов по строительству первого постоянного моста через Неву, чем завершил творческий спор за лучший проект моста, который был необычно продолжителен и длился 60 лет. Его проект был признан лучшим. Возведение 8-пролетного чугунно-арочного моста длинной 300 м. и шириной 20 м. началось в 1843 г. Грунтовые условия на трассе строительства оказались крайне неблагоприятными. Ведение подводных работ было делом невообразимо рискованным. Большая глубина Невы, рыхлые грунты ее русла и мощный ледоход создавали дополнительные трудности. Неудивительно, что в городе ходила молва, будто Николай I за установку каждой опоры приказывал повышать в чине главного строителя. Вряд ли это отражало реальность. Однако Кербедз, представивший свой первый проект в чине инженер капитана, закончил строительство генералом. Мост был торжественно открыт для экипажей и пешеходов 21 ноября 1850 г.
В 1851 г. правительство приняло решение о строительстве Петербург-Варшавской железной дороги протяженностью 1250 км., а Кербердз назначается главным инженером новостройки по искусственным сооружениям. Его ближайшими помощниками стали В.И. Граве – строитель моста р. Мста. С.В. Крутиков – строитель волховского моста и др.
На первых линиях железных дорог, в том числе на магистрали Петербург-Москва, мосты имели деревянные пролетные строения. Передовые инженеры и ученые – П.П. Мельников, А.Д. Готман, С.В. Кербердз, Д.И. Журавский, Н.О. Крафт понимали, что настала пора применения металлических пролетных конструкций.
По их предложению Департамент проектов и смет ведомства путей сообщения в январе 1852 г. решил построить первые пять железных мостов на Петербург-Варшавской железной дороге через реки Луга. Великая, Вилия, Западная Двина и Неман. Для изучения зарубежного опыта Кербердз был командирован в пятимесячную командировку в Англию. По прибытии ему поручается составление проектов металлических мостов через Лугу, Великую и Западную Двину. Руководствуясь теорией расчета сквозных форм, Д.И. Журавского и учетом зарубежного опыта, ученый разработал проект моста через Лугу в декабре 1852 г., а проекты мостов через Великую и Западную Двину в январе 1853 г. За автором остается заслуга введения железных решетчатых ферм. Построенный мост через р. Лугу (1853-1857) первый на материке Европы мост с металлическими фермами решетчатой системы. Он был двухпролетным, двухпутным с неразрезными фермами пролетом 2X55,3 м. с ездой поверху и имел фермы с элементами коробчатого сечения. Мостовик профессор Г.К. Евграфов писал в 1947 г.: “Дальнейшее развитие конструкции ферм, как у нас, так и за границей, пошло по пути, впервые намеченному Кербердзом”. Академик Г.П. Передерий, говоря о Лужском мосте, отмечал: ”Мост построен с замечательной тщательностью и искусством. По конструкции ферм он превосходит французкие и немецкие мосты, построенные даже позже”.
В 1857-1864 гг. проектирует и строит Александровский мост в Варшаве. Его проект превзошел проект известного английского инженера Виньоля – строителя Киевского цепного моста и автора широкоподошвенного рельса.
Производство работ по сооружению фундаментов опор, разработанное Кербердзом, было принято за образец многими иностранными строителями и нашло отражение в учебниках по строительному искусству. В теории расчета многораскосых мостовых ферм он первый произвел и распространил их приближенный расчет, что позволило инженерам грамотно проектировать сложные конструкции. Разработал методику расчета цилиндрических сводов, основанную на принципе возможных перемещений. В 1952 г. разработал нормы допускаемых напряжений на растяжение и сжатие для стали.
Интересы инженера не ограничивались строительством мостов В 1854 г. проводил изыскания по соединению Петербург-Варшавской и Кенигсберской железных дорог, в 1856-1859 гг. руководил строительством железных линий Петербург-Лигово-Красное Село, Петергоф-Арниенбаум. В 1867-1894 гг. становится членом Совета Главного общества российских железных дорог. Ему принадлежала руководящая роль в разработке вопросов сооружения Петербургского и Кронштадского портов, Мариинской водной системы, Либавского порта и приладожских каналов.
Многогранная деятельность выдвинуло его в первые ряды ученых России того времени и он по праву считается одним из основоположником отечественной транспортной науки. Вся жизнь замечательного инженера и ученого представляет собой эпоху в развитии русского и мирового железнодорожного транспорта. Он плодотворно работал и вышел в отставку по болезни только в 1891 г. Умер в 1899 г. на девяностом году жизни.
Литература:
1. Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил. - Л., 1949;
2. Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов //Вестник Московского университета. 1948. N 10;
3. Уродков С.А. Петербурго-Московская дорога - История строительства. - Л.: ЛГУ им. Жданова, 1951.
4. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.
5. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я