|
Енисейский мост – уникальное инженерное сооружение Транссибирской магистрали конца XIX в. Построен около г. Красноярска по проекту профессора Л.Ф. Проскурякова. Работы по сооружению опор и сборке железных пролетных частей была произведены под руководством инженера-механика Е.К. Кнорре.
Многие применявшиеся здесь методы строительства использовались в России впервые, включая и укладку бетона для подводных частей опор. Это диктовалось природными условиями: скорость течения Енисея достигала 10 километров в час, толщина льда 1,5—2 м, а глубина реки доходила до 10 м.
Закладка моста состоялась 17 сентября 1896 г. В фундамент нижней части берегового устоя был вделан камень с углубленным изображением креста, на этот камень был положен манускрипт, на котором обозначены время закладки, фамилия строителя моста, и почетных гостей, присутствующих при этом событии.
Мост состоит из пяти речных, двух береговых быков и двух устоев, основанных на железных и деревянных кессонах. Евгений Карлович Кнорре впервые разработал и применил для закладки береговых опор деревянные кессоны. Опоры были облицованы гранитными блоками из бирюсинского гранита итальянскими мастерами. Железные кессоны речных быков, площадью 179 м2, опущены на глубину до 20-ти метров. Объем каменной кладки всего моста 27 800 м3. Верхнее железное строение состоит из шести ферм с ездою по низу системы Швеллера, каждая длиною 144,45 м, высотою 21,64 м и весом 900 тонн. Гиганские фермы сооружались на специальной площадке и лебедками накатывались на опоры.
Автор проекта применил совершенно новую конструкцию – оригинальную шпренгельную ферму, благодаря которой пролетные строения моста были на 20 % легче, чем пролетные строения других мостов. Придав верхнему ее поясу ломаное очертание, он довел высоту главных ферм почти до 1,7, а ширину до 1/24 длины пролета при увеличении длины панелей до 8-ми метров. Автором проекта был также произведен расчет главных ферм по линиям влияния, позволивший точно определить внутренние усилия от подвижной нагрузки.
Мостовые фермы изготовлялись из нового для того времени материала — литой стали, выплавляемой на нижнетагильских заводах князей Демидовых. Цемент привозили с заводов европейской части России, а гранит доставляли из бирюсинских карьеров на берегах Енисея. Все работы на реке, как по устройству кессонных оснований и сооружению каменных опор, так и по установке железных ферм, производились исключительно в зимние месяцы. На объекте было занято две тысячи рабочих, большинство из них - клепальщики.
27-28 марта 1899 г было проведено первое испытание самого большого в мире балочного моста по пролету (6 пролетов по 144 метра) и открыто пробное движение поездов. Строительство моста обошлось в огромную по тем временам сумму – около трех миллионов рублей.
За проект моста незаурядный инженер и талантливый ученый получил на Парижской выставке (1900) высшую награду – Большую золотую медаль. Восхищенный Эйфель, не имевший доселе равных себе в мостостроении, осматривая модель моста, выполненную Е.К. Кнорре в масштабе 1:50, в присутствии Дизеля, Маркони, Менделеева и др. ученых сказал в его адрес: «Этим проектом Вы сразили меня… победа за Вами…». Эйфель оказался прав. Первую трещину обнаружили в 1937 — почти через 40 лет.
Литература:
1. Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил. - Л., 1949;
2. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.
3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
|
|