|
Обский мост - уникальное инженерное сооружение Транссибирской магистрали конца XIX в. Построен около с. Большое Кривощёково (чуть ниже речки Каменки) по проекту профессора Н. А. Белелюбского. Работы по сооружению опор и сборке железных пролетных частей была произведены под руководством инженера-механика Г. М. Будагова. Установкой последнего пролета руководил инженер путей сообщения Н. М. Тихомиров.
В феврале 1893 г. проект моста был утвержден. Более года велись подготовительные работы к закладке железнодорожного моста через Обь. Она состоялась 20 июля 1894 г. в присутствии губернатора, тайного советника Тобизена, строителей Михайловского и Меженинова, почетных гостей при огромном стечении народа.
В работах по непосредственному возведению моста, развернувшихся после закладки, участвовало свыше 330 человек: 110 каменотесов и каменщиков, 40 плотников, 120 мастеровых и рабочих других профессий. Всего на строительстве работало до 5 тысяч человек. Мост один из первых в России консольных мостов, пролеты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа, изготовленными Воткинским заводом на Урале. Имеет 9 пролетов, которые лежат на каменных опорах из местного гранита и заложены на скальном основании дна Оби. Установка производилась с больших плотов, укрепленных на реке. Фермы возвышаются над меженным (низким) горизонтом Оби на 17 м. Фермы моста имели общий вес 270 тыс. пуд. Общая длина моста составляла 820 м.
После испытаний с нагрузкой в четыре паровоза 5 апреля 1897 г. железнодорожный мост, стоивший около двух миллионов рублей, был сдан в постоянную эксплуатацию. С этого времени поселок стал развиваться как торгово-транспортный пункт, а затем и промышленный пункт на пересечении Оби и Сибирской железной дороги. Первый мост-гигант Великого рельсового пути соединил два самых крупных и значимых участка Транссиба - Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги.
Сооружение Сибирской железной дороги - событие мирового значения, стоящее в одном ряду с такими крупными стройками, как трансконтинентальные железнодорожные магистрали Северной Америки, Суэцкий и Панамский судоходные каналы. В ней воплотились достижения русской технической мысли и талант мостостроителей. Она способствовала росту колонизации Сибири, с 1897 по 1917г. сюда прибыло около 4 млн. ч. Огромное влияние оказало строительство дороги на развитие городов: Тюмень, Омск, Красноярск, Иркутск они теряли свой купеческий облик, превращаясь в торгово-промышленные центры и вызвала появление новых городов: Татарск, Тайга, Новониколаевск.
Литература:
1. Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил. - Л., 1949;
2. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.
3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
|
|