Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Амурский мост

  
Автор:
 В.Н.Марунин
 

Нажмите, чтобы увеличить! Нажмите, чтобы увеличить!

Амурский мост - уникальное инженерное сооружение Транссибирской магистрали начала XX в. Построен около г. Хабаровска по проекту профессора Л.Ф. Проскурякова. Постройкой моста руководил инженер путей сообщения Б.И. Хлебников, старшим производителем работ был инженер В.А. Пинус, его помощником - М.И. Малышев. Г.П. Передерий - спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Строительство моста было самым важным звеном последнего участка Великого сибирског пути - от Буреи до Хабаровска длиной 494 км. Работами по строительству трассы руководил А.В. Ливеровский.
Проект моста получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1908 г. Мостовое сооружение представляло собой прочную конструкцию из металла и бетона длиной почти 2600 м. и полной высотой 64 м. Расстояние от низа ферм до подпорного горизонта воды в 13,4 м. Длина ферм 130 м. На строительство моста было израсходовано 17800 т. металла. В то время это был самый крупный мостовой переход в Восточном полушарии. Только чуть позднее был построен мост через реку Форт оф Фест близ Эдинбурга в Англии, по длине несколько превосходивший Амурский.
Металлические фермы для моста изготовлялись в Варшаве акционерным обществом машиностроительного и чугунолитейного завода “К.Рудзский и К0”. Оттуда эти огромные пролетные строения в разобранном виде доставлялись сначала в Одессу, а затем по Черному, Средиземному и Красному морям, Индийскому и Тихому океану во Владивосток. Здесь их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск.
Осенью 1914 г. пароход, везший на своем борту две последние фермы подорвался на мине в Индийском океане. Пришлось вновь заказывать две недостающие фермы и ждать их доставки в Хабаровск.
Сборка 18 ферм производилась на месте строительства моста.Камень гранит для опор получали из местных Корфовского и Забелевского карьеров, а также из базальтового карьера на р.Тунгуске При строительстве применили все виды кессонов (деревянные, бетонные, железобетонные, металлические и различные способы их опускания (со льда, с подмостей, на плаву, с естественных и искусственных островов.
15 октября 1916 г. состоялось торжественное освящение и открытие для постоянного движения железнодорожного моста через Амур у г. Хабаровска. Стоимость сооружения составила 13,5 млн. руб.
Мост получил имя Алексеевского, в четь наследника цесаревича Алексея Николаевича. Со сдачей Амурского железнодорожного моста в эксплуатацию закончилось строительство Великой Транссибирской магистрали - невиданного до той поры технического сооружения, Окончание строительсто моста имело огромное эначение для экономического развития не только для Хабаровска, но и России в целом. Рост населения г. Хабаровска представлен в таблице.

1859 1864 1869 1884 1892 1893 1895 1897 1903 1913
1017 2056 2777 4087 1892 7960 12917 14971 15812 52000

Литература:
1. Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил. - Л., 1949;
2. Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов //Вестник Московского университета. 1948. N 10;
3. Уродков С.А. Петербурго-Московская дорога - История строительства. - Л.: ЛГУ им. Жданова, 1951.
4. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.
5. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я