|
Дворцовый мост - уникальное инженерное сооружение, соединяющее через р. Неву Дворцовый проезд и Биржевую площадь.
Длина моста 260 м, ширина 27,8 м, ширина тротуаров - по 2,82 м; масса металлических пролетных строений - 4868 тонн; масса противовесов - 2800 тонн. Фундаменты под опоры сооружены на кессонах, опущенных на глубину 23,5 - 25,9 м от ординара. Он имеет пять пролетов. Средний - разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами, подвешенными к его хвостовой части на шарнирах по системе Штрауса. Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криволинейные пояса.
В 1901 г. был объявлен конкурс на проект постоянного Дворцового моста. На первый тур международного конкурса в 1901 г. поступило 27 эскизных проектов Дворцового моста, из которых 13 решений предоставили петербургские авторы, а сама борьба длилась почти 10 лет.
В 1909 г. был принят проект инженера Андрея (Анджея) Петровича Пшеницкого - выпускника Петербургского Института инженеров путей сообщения. Ему удалось создать цельную ритмичную архитектурную композицию. Предложенный облик моста был строг и монументален. Чтобы не закрывать великолепную панораму невских набережных, автор проекта предложил сделать мост низким, как бы стелющимся над водой. Формы моста были легким, изящным и составляли с архитектурными комплексами единое целое, не нарушая сложившейся гармонии. Характер декора отражал национальные особенности русского зодчества, а сам мост был призван стать памятником, воспроизводящим символическими средствами народные черты - сказочную силу, благородство и мужество.
Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р.Ф. Мельцеру. В составлении проектов архитектурной обработки моста принимал участие архитектор М.М. Перетяткович, Л.Н. Бенуа; в комиссии экспертов состоял профессор Академии художеств А.Н. Померанцев. 5 февраля 1911 г. был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов (срок окончания работ был запланирован на 15 октября 1913 г.). При этом было обусловлено, что все работы должны выполняться из отечественных материалов русскими рабочими и русскими инженерами.
В петербургских архивах сохранился интереснейший проект художественного декорирования Дворцового моста 1911 г. архитектора Высочайшего двора Р. Мельцера, представляющий огромную историческую и культурную ценность. Именно декор Мельцера был одобрен при принятии проекта императором Николаем II.
В связи с начавшейся войной в 1914 г. строительство моста затянулось. Мост был открыт только 23 декабря 1916 г.
Вот как описывает разводку Дворцового моста каталонская писательница Монсеррат Ройч, дед которой участвовал в конкурсе проектов на строительство этого моста: "Люди шли к реке, словно ожидая какого-то события. Они смотрели в сторону Невы, молчаливые и спокойные. И тут Дворцовый мост начал раскрываться, как будто воздевая в мольбе две свои руки к небесам. В этот миг природа и человеческий разум приходят к согласию. И кажется, что мироздание обретает утерянную гармонию. На один момент не было ни прошлого, ни настоящего. Город рождался заново, и весь он был рекой и небом, светом и мостом, кораблем и людьми. Все было едино. И на одну секунду мы увидели вечность".
Художественная отделка моста так и не была закончена. Устройство перил, фонарей и павилионов управления было закончено уже при советской власти. Литая чугунная решетка перил, выполненная скульптором И.В. Крестовским по рисункам архитектора Л.А. Носкова, появилась только в 1939 г. (до этого перильные ограждения были деревянными). В 1917 г. мост назвали Республиканским, но в январе 1944 г. ему вернули историческое название.
Мост капитально отремонтировали в 1967 г., а в 1977 г. его реконструировали по проекту инженеров Т.Д. Ивановой, В.И. Ботвинника и архитекторов Ю.И. Синицы и М.В. Винниченко. В процессе этих работ обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари, убрали со средних опор дощатые "хибарки", сохранившиеся с 1916 г. Летом 1997 г. была произведена очередная реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова.
Силуэт двух разведенных половин моста со сверкающим посередине тонким шпилем Петропавловского собора давно стал визитной карточкой города, а сам Дворцовый мост и прилегающие к нему набережные превратился в место проведения праздников городского и всероссийского масштаба.
Литература:
1. Антонов Б.И.Мосты Санкт-Петербурга. СПб., 2002;
2. Фролов А.И. Санкт-Петербург от А до Я. Спб., 2005.
|
|