|
Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.
Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Существенную разницу между биологической и социальной концепциями общество осознает лишь тогда, когда будет располагать доступной и полной информацией об инвалидах. Не болезнь создаёт ограничения деятельности, а условия жизни, которые может предложить общество (правительство) людям с ограниченными возможностями.
Условия равных возможностей достижимо лишь в том обществе, где инвалидность рассматривается через социальную концепцию, где отсутствует дискриминация инвалидов словами и действиями здоровых людей.
История развития инклюзии:
1975 г. – принята Декларация ООН о правах инвалидов.
1982 г. – принята Всемирная программа действий в защиту инвалидов.
1995 г. – принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ».
1996 г. – утверждено положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России (без разработки реального механизма выполнения государством обязательств перед инвалидами).
Сложилась парадоксальная ситуация: инвалиды стали иметь больше прав и одновременно меньше реальных возможностей для их реализации в масштабе страны. Поэтому бесценным примером оказалось общественное движение родителей детей-инвалидов в Санкт-Петербурге, которые самостоятельно начали отстаивать права детей и свои собственные. Затем к ним присоединились ведущие специалисты детской психологии, образования, здравоохранения и реабилитации Санкт-Петербурга.
Состав участников:
РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург), Университет им. Валленберга по проблемам детей (Санкт-Петербург),
ГАФК им. Лесгафта (Санкт-Петербург),
Институт раннего вмешательства (Санкт-Петербург),
ГОУ Школа-центр «Динамика» №616 (Санкт-Петербург).
Вместе с ними в рассмотрении имеющихся проблем и принятии конкретных механизмов реабилитации детей-инвалидов приняли участие специалисты Франции, Англии, США, Португалии. Экспериментальной площадкой для участников является Государственное Образовательное Учреждение школа-центр «Динамика» по абилитации детей-инвалидов с тяжёлыми и средней тяжести поражениями двигательных функций.
Литература:
1. «Интеграция в общество», Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.» научно-популярное издание. РОИ «Перспектива», М., 2000 г.;
3. Программа «Темпус», Проект «Движение». Теория и практика обучения инвалидов. Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, С-Пб, 2000 г.;
4. Проект «Физическая реабилитация в образовательных учреждениях С-Пб», 2002-2005 гг.
|
|