|
Большеохтинский мост – первый мост через р. Неву при строительстве которого инженерные решения стали доминировать над архитектурными. Расположен между Тульской улицей и Красногвардейской площадью. Название получил от реки Большая Охта. Длина моста 335 м, ширина 23,5 м. Масса всех металлоконструкций 8920 тонн; в том числе масса противовесов – 1065 тонн.
В сентябре 1901 г. Городская управа объявила международный конкурс, по условиям которого отводилось двенадцать месяцев на представление проектов и назначались за лучшие из них три крупных премии: 12 000, 8000 и 5000 рублей. На конкурс поступило 16 проектов из различных стран. Победителем стал внеконкурсный проект под девизом “Свобода судоходству” профессора Николаевской инженерной академии полковника Г.Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В.П. Апышкова. Авторам предложили в шестимесячный срок составить окончательный, или, как называли в те годы, исполнительный проект, ассигновав для этого 40 тыс. рублей В доработке проекта принимали участие инженеры С.П. Бобровский, П.М. Шелоумов, Г.П. Передерий.
Закладка моста произведена накануне дня 200-летия Полтавской битвы - 26 июня 1909 г. что стало основанием назвать его именем Императора Петра Великого.
Строительством моста руководил Г.Г. Кривошеин. Строительство моста осуществлялось варшавской фирмой "К. Рудзский и Ко", а разводной пролет с механизмом выполнил Петербургский Металлический завод. Мост имеет три пролета. Два боковых перекрыты сквозными металлическими клепанными пролетными строениями в виде арочных ферм с проезжей частью по нижнему поясу. Длина каждого их них 36 м. Разводное пролетное строение двукрылое, клепаное, металлическое, перекрывает средний пролет в 48 м. Крылья вращаются вокруг неподвижных горизонтальных осей и раскрываются вверх.
Идея раскрывающегося вверх пролета не принадлежит Кривошеину, она впервые была высказана и технически обоснована академиком архитектуры А.И. Дмитриевым, но заслуга воплощения ее в конструктивные формы принадлежит автору проекта.
Все опоры моста, кроме левобережнего устоя, имеют кессонные основания. Последний сооружен на свайном основании. Опоры облицованы гранитом, а у береговых опор гранитные спуски к воде. У концов разводного пролета расположены две облицованные гранитом башни управления подъемными механизмами, задуманные в виде маяков.
Раскрытие пролета предусматривалось в течение 0,5-2 мин с помощью электрогидравлической системы, которая была заменена установкой электромеханического оборудования по системе Леонарда, размещенного в башнях, основаниями для которых служат речные опоры. Последние покоятся на кессонах, опущенных на 23,4 - 26,6 м от ординара. Пролет может раскрываться также мускульной силой - в этом случае продолжительность разводки занимает 11-26 мин.
Стены башен выше крайних ферм. Они увенчаны четырехгранными, кубической формы, фонарями. К одной из сторон четырехгранных башен пристроены полукруглые низкие полубашенки, завершенные остроконечными полукуполами – сочетание модерна и романтического стиля. Въезды на мост “оформляют” тяжелые металлические порталы, ригели которых очерчены многоцентровой кривой, а стойки-пилоны с вертикальными прорезями завершены улиткообразными держателями с подвешенными к ним удлиненными плоскими многогранными фонарями.
На шести бронзовых досках, прикрепленных к стенам башен моста, запечатлены имена участников его возведения - профессора Г.Г. Кривошеина и его соавтора по архитектурной части В.П. Апышкова, профессора С.П. Бобровского, инженера путей сообщения Г. П. Передерия, инженера-технолога П. М. Шелоумова, а также членов исполнительной комиссии, среди которых имя крупного мастера архитектуры Л.Н. Бенуа.
26 октября 1911 г. произведен торжественный пуск моста в эксплуатацию в присутствии министра внутренних дел А.А. Макарова.
В 1982-1983 гг. была сделана транспортная развязка у моста на правом берегу Невы с путепроводом по проекту инженеров А.Д. Гутцайта, Р.Р. Шипова и архитекторов Ю.Г. Шиндина, Н.А. Дибцева.
В 1990-х гг. был произведен капитальный ремонт моста. При этом было смонтировано более трех тысяч тонн металлоконструкций, уложено более 48 тыс. кв.м асфальта и около 10 тыс.куб. м бетона., установили более 25 тыс. высокопрочных болтов и облицевали гранитом около 4 тыс. кв. м поверхности. Мост был вновь открыт для движения в 1997 г.
Литература:
1. Антонов Б.И.Мосты Санкт-Петербурга. СПб., 2002;
2. Фролов А.И. Санкт-Петербург от А до Я. Спб., 2005.
|
|