|
Парус―полотнище (ткань) или гибкая пластина, с помощью которых энергия ветра преобразуется в энергию движения судна. Воздействуя на парус, ветер оказывает на него непосредственное давление (при расположении паруса перпендикулярно ветру) или вызывает аэродинамическую подъёмную силу (при косом обтекании паруса воздушным потоком).
Материалами для изготовления паруса служат парусина, синтетические ткани, иногда циновки, дранка (на джонках) и др. Каждый парус имеет своё название в зависимости от его расположения на судне.
Паруса служат для приведение судна в движение и состоят из разного числа сшитых полотнищ парусины.
Существует два главных типа парусов: прямые паруса (в виде прямоугольника или равнобокой трапеции) и косые паруса (трёх- и четырёхугольные), которые, в свою очередь, делятся на:
■ латинские паруса;
■ гафельные паруса;
■ кливера и стаксели.
Прямые паруса несут на реях, косые на штагах(стаксели) и на гафелях(трисели).
Применение того или иного типа парусов обусловлено курсом судна относительно ветра, очевидно, что при полном бакштаге и фордевинде, косые паруса практически бесполезны, точно так же, как и прямые паруса бесполезны при бейдевинде.
Cуществуют еще добавочные паруса, которые служат для увеличения общей площади парусов и соответственно скорости, и штормовые паруса - в штормовых условиях обычно уменьшают площадь парусов в соответствии с силой ветра. К штормовым парусам относят фор-стеньги-стаксель, штормовой фор-стеньги-стаксель, нижние марсели, зарифленный грот, грот-стень-стаксель и зарифленную бизань.
Литература:
1. Советский Энциклопедический Словарь. Москва, 1989 г.;
2. В.М. Перегудов "Туристические разборные парусные суда", Москва, 1987 г.;
3. В.И. Логинов "Яхтеное дело", Санкт-Петербург, 2005 г.
|
|