|
Конфуций (Кун-цзы — учитель Кун) (около 551 — 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.
На третьм году жизни он лишился отца, отличался необыкновенным послушанием матери, почтительностью к старшим, был тих, степенен и рассудителен не по возросту. Его любимыи детскими забавами была игра в церемонии и жертвоприношения. В возросте семи лет мать отдала его в общественное училище. По достижении 15 лет Конфуций поступил в высшее училище, где преподавали нравственную философию. Там его стали называть Чунг Ни. На 17 году он был назначен помощником своего учителя Пинг Чунга. По окончании своего образования Конфуций поступил на государственную службу - торговым приставом, обязанность которого была в надзоре за свежестью припасов на рынках и в лавках. На 19-м году Конфуций вступил в брак с девицей из знатной фамилии, по имени Кикоан Ши и в это же время Конфуций получил повышение, князь Лу назначил его инспектором пахотных полей, лесов и стад.
В 528 г. до Р.Х. умирает мать Конфуция и ему пришлось оставить службу на три года (в Китае существовал обычай, который требует, чтобы сыновья по смерти отца или матери выдерживали трехгодичный траур). Выйдя в отставку, он прежде всего занялся погребением тела матери, желая похоронить ее вместе с отцом. При погребении Конфуций в первые выступил в роли общественного учителя: - "Соединенные при жизни не должны быть разлучены и по смерти". Во время трехгодичного траура Конфуций вероятно изучил в совершенстве все то что не успел узнать в школе и во время службы.
"Учиться и скаждым днем совершенствоваться не так же ли приятно,как встретиться с другом,пришедшем из далеких стран.
По истечении срока траура Конфуций не пожелал занять прежнюю должность, но решился продолжить свои ученые занятия и только по прошествии пяти лет усиленной деятельности постиг вполне основы того учения, проповедованию и распространению которого он посвятил остальные годы своей жизни.
В 50 лет начал политическую деятельность, стал высоким сановником в государстве Лу.
В центре этико-политического учения Конфуция — идеал благородного мужа (цзюнь-цзы), поступающего в согласии с «велением Неба» и моральным законом (дао), соблюдающего этикет (ли), обладающего сыновней почтительностью к родителям и старшим (сяо); сяо — основа гуманности (жэнь) и других добродетелей и наиболее эффективный метод управления страной (ибо страна — это большая семья).
Взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленной его учениками и последователями, после его смерти, так-как при жизни он хотел чтобы его учение передовалось из уст в уста.
"Мое учение есть то самое, которому должен следовать каждый человек, - ето учение Яо и Шуна. Что же касается до моего способа преподавания этого учения, то он очень прост: я указываю на поведение древних, как на образец, советую читать священные книги и требую, чтобы размышляли над прочитеным. Постарайтесь запомнить четыре следующие предложения, которые могут Вам пригодиться: сталь ломается, как бы ни была она крепка; нередко кажется несокрушимым то, что в сущности легко уничтожить; гордый, ставя себя выше других, воображает, что все ему поклоняются; другие же, считая его ниже себя, не обращают на него никакого внимания; излишне снисходительный, со всеми соглашаясь, чтобы всего достигнуть, делается всегда игралищемсобственного легковерия. Эти правила, как ни кажутся просты, могут довести до величайшей степени мудрости того, кто, проникнув в их смысл, согласно им будет вести себя."
Литература:
1. "Конфуций: его жизнь и философская деятельность." К.М.Карягин /С.Петербург - Паровая Скоропечатня "Надежда", Литейный пр., 49 - 1897.
|
|