|
Товарищество передвижных художественных выставок (XXI в.) - художественное объединение, созданное в Санкт-Петербурге (2005) для возрождения традиций русского искусства, которые известны по произведениям Крамского, Перова, Шишкина, Мясоедова, Репина и других передвижников XIX века. В отличие от своих предшественников, передвижники настоящего времени наряду с реалистическим (в узком смысле) подходом к искусству предлагают и иные, проверенные временем художественные концепции, близкие в свое время представителям «Мира искусства», «Союза русских художников», а позже и других объединений и направлений.
Стилевое разнообразие, различие в творческом подходе к предмету и объекту искусства современных передвижников не является самоцелью выставок ТПХВ. Обращение к жизни, просветительская работа, как это было у предшественников - все это характерно и для него. Отличительной особенностью объединения является показ и поиск произведений, утверждающих высокие гуманные цели русского искусства. Другой провозглашенной особенностью ТПХВ является активная работа со зрителем, предполагающая наличие у последнего как собственного эстетического чувства, так и способности отличать другие важные качества искусства, и, прежде всего - его содержательность. Наиболее важным в деятельности товарищества является стремление выявить наиболее ценные творения большого круга художников и объединить их в единое культурное поле. Нередко такие произведения оказываются чужеродными, а иногда и невостребованными для других выставок и в собраниях. Такой подход, по мнению идеологов ТПХВ, позволяет сохранить интерес художников к содержательному искусству и одновременно защитить их от колебаний моды.
Разные по манере и почерку работы Валерия Табулинского, Василия Братанюка, Вадима Губина, Антонины Кривичаниной и других не смотрятся обособленными друг от друга. Всех их объединяет чуткое, вдумчивое отношение к личности, к особенностям национального пейзажа, к способности помнить свои истоки, видеть перед собой цель, наконец, к способности сопереживать, что так свойственно русской душе.
Юрий Белозерский интересен не только как портретист, проникающий в сокровенные чувства своих героев. Он активно ищет иные возможности построения живописного произведения, не теряя при этом сути искусства.
Образы, созданные скульпторами Ольгой Ивашинцовой, Александром Молевым и Вячеславом Улановым разнообразны по тематике и по технике. Трагически сильные персонажи Ивашинцовой никак не похожи на работы других авторов. Образы Молева гротескно выпуклы и вместе с тем столь же убедительны, как и образы Уланова и Ивашинцовой.
Олег Татарников, выставлявшийся полотном «Хоста. Вечернее кафе» представляет известную в Петербурге династию художников Татарниковых.
Замечательны работы Василия Братанюка, плодотворно работающего над жанровой картиной. Его произведения на тему балета, в которых изображены конкретные мастера этого вида искусства танца, интересны и своими сюжетами. У зрителя создается впечатление, что каждая из героинь - рядом с нами, что обстановка на сцене и за кулисами реальна. Во всех картинах наблюдается обыденность действия и торжественность момента одновременно. Совершенно иное настроение исходит от портрета Валерия Гергиева (автор - Б.Семенов), сильной и противоречивой личности. В свою очередь, его полная противоположность - портрет юного поэта Н. Рубцова, написанный Константином Ивановым, автором и листов кабинетной графики («Идущий шут») и др. Интересны также работы известного петербургского живописца, воспитавшего не одно поколение художников академика Олега Аркадьевича Еремеева.
От выставки к выставке ширится круг художников, интереснее и содержательнее их работы. На выставке «Посвящение театру» в Театральной галерее Музея им. А. Бахрушина в ретроспективной части были представлены работы известного московского живописца Евгения Алексеевича Устинова. Известный пушкинист здесь выставлял работы разных жанров на самые различные темы, в том числе театральную. Его произведения, посвященные творчеству Улановой, Барышева, Петровой, Штанько, говорят о большой любви, которую испытывает к театру и музыке Евгений Алексеевич.
Большинство работ выполнено известными петербургскими авторами, прошедшими школу Российской академии художеств, Высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, Петровской академии наук и искусств и других, заслуживающих высочайшего уважения учреждений отечественной культуры.
Идеологическая основа настоящего объединения, сформулированная участниками данной выставки Геннадием Губановым, Юрием Белозерским и Валерием Выборжаниным зиждется на началах сохранения здоровых традиций, как русского искусства, так и всего лучшего, отождествляемого с понятием гражданин России. Представители ТПХВ полагают, что от выставки к выставке круг художников и уровень их работ будут расти, находя сущность объединения здоровой и благодатной.
На состоявшихся выставках в Центральном театральном музее им. Бахрушина (2006), Министерстве культуры Московской области (2006), Зарайске (2006), Санкт-Петербурге (2005) были представлены образцы произведения искусства разных жанров (живопись, скульптура и графика).
Художественные произведения, вызвавшие общественный интерес общественности и утверждающие высокие гуманные цели: «Мальчик у сосны»; «Натюрморт в саду»; «Пережившая блокаду»; «Пейзаж, опознаваемый на высоте границы с акустическим вакуумом»; «Натюрморт с ромашками»; ««Слезы творчества»; «Балерина, завязывающая пуанты»; «Алиночка»; «Васильевский остров»; «Музыка лета»; «Автопротрет»; «Купола Успенского собора»; «Лермонтов на Бермамыте»; «Портрет Виктории»; «Слепой музыкант»; «Человек с лодкой»; «Хоста. Вечернее кафе»; «Портрет Валерия Гергиева».
|
|