|
Мост Лейтенанта Шмидта - первый постоянный мост через Неву, расположенный между площадью Труда и площадью Трезини. Длина моста 331 м. ширина - 24 метра. Отверстие разводного пролета — 42 м. Развод крыльев — электрический по системе Леонарда. Ширина Невы в этом месте достигает 280 м. По линии моста проходит водораздел между Невой и началом Финского залива - Невской губой. Современное название мост получил в октябре 1918 г. В честь лейтенанта Петра Петровича Шмидта (1867-1906), возглавившего восстание на крейсере "Очаков" Черноморского флота в 1905 г.
Творческий спор за лучший проект моста через Неву был необычно продолжителен и длился 60 лет. Русские и иностранные инженеры и архитекторы предложили множество проектов. Победил выпускник Института путей сообщения молодой петербургский инженер Станислав Валерианович Кербедз. Строительство определили там, где в Неву впадал Крюков канал. Поэтому часть канала заключили в каменную трубу и засыпали.
Возведение 8-пролетного чугунно-арочного моста длинной 300 м. и шириной 20 м. началось в 1843 г.
"Сама постройка моста, - писала 16 сентября 1844 г. газета "Северная пчела", - дело гигантское. Едва ли в новые времена проводилась работа по такому огромному плану с такой удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита, переброшенные сюда из Финляндии, и, как нежный воск, повинуются гигантской мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем, как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте".
Радужность газетной заметки не отражала действительности. Грунтовые условия на трассе строительства оказались крайне неблагоприятными. Ведение подводных работ было делом невообразимо рискованным. Большая глубина Невы, рыхлые грунты ее русла и мощный ледоход создавали дополнительные трудности. Неудивительно, что в городе ходила молва, будто Николай I за установку каждой опоры приказывал повышать в чине главного строителя. Вряд ли это отражало реальность. Однако Кербедз, представивший свой первый проект в чине инженер капитана, закончил строительство генералом.
Мост был торжественно открыт для экипажей и пешеходов 21 ноября 1850 г. намного позднее намеченного срока. Его назвали Невским. Благовещенским стал называться после окончания строительства на левом берегу изящной Благовещенской церкви Конногвардеского полка. В 1854 по проекту на быке у разводного пролета моста была сооружена часовня, освященная во имя святого Николая чудотворца. В связи с кончиной императора Николая I, в феврале 1855 г. мост переименовали в Николаевский.
В то время это был самый протяженный мост в Европе. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Стыки между чугунными блоками были заполнены прокладками из свинца. Масса всех металлических конструкций составляла 95 000 тонн.
Чугунная решетка была выполнена по проекту архитектора А.П. Брюлова. В обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки, вплетенные в симметричный растительный орнамент. У каждой опоры моста были установлены металлические газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Д. Цветкова - стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.
Чудо и восторг технического и художественного свершения описан одним из современников: "Любимая прогулка теперь - Благовещенский мост, дивное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Днем он кажется прозрачным, а при полуночном освещении является громадной массой, спаивающей между собою два города".
В 1930 г. проект реконструкции моста был выполнен профессором Г.П. Передерием (главный инженер проекта), инженером В.И. Крыжановским и архитектором Л.А. Носковым. Работы по реконструкции велись с 1936 по 1939 г. При этом были частично использованы опоры старого моста. Для устройства разводного пролета посредине моста две средние опоры были расширены. В них разместили механизмы развода и павильоны управления. Число пролетов осталось прежним - восемь. Старый разводной пролет перекрыт железобетонным пролетным строением, оформленным с фасадов под арку, облицованную гранитом. Остальные пролеты моста перекрыты двумя стальными балочными неразрезными цельносварными конструкциями. Разводное пролетное строение - двукрылое.
Главная техническая особенность моста в том, что все стальные конструкции выполнены с помощью электросварки без единой заклепки. В 30-х годах это было важным нововведением в технику мостостроения. Мост Лейтенанта Шмидта - один из самых крупных в мире сварных мостов, созданных в предвоенные годы.
Масса всего металлического пролетного строения моста составила 2400 тонн. Арочные чугунные конструкции старого моста были использованы на строительстве нового моста через Волгу в Твери. Перильные ограждения на мосту установлены старые. Старые фонари бывшего моста установлены вокруг мемориала борцам Революции на Марсовом поле.
Литература:
1. Антонов Б.И.Мосты Санкт-Петербурга. СПб., 2002;
2. Фролов А.И. Санкт-Петербург от А до Я. Спб., 2005.
|
|