|
Ледоколы и суда ледового плавания - транспортные суда, способные плавать в ледовых условиях как самостоятельно, так и под проводкой ледоколов. По району ледового плавания морские транспортные суда по Правилам Российского Морского Регистра судоходства разделяются на две категории:
■ арктические суда - разрешено плавание в Баренцевом, Карском морях, море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях;
■ неарктические суда - разрешено плавание в замерзающих неарктических морях. Кроме того, Регистром судоходства выделены еще две категории судов - ледоколы и буксиры ледового класса.
Согласно требованиям Регистра судоходства под термином "суда ледового плавания" понимаются суда, предназначенные для самостоятельного плавания во льдах (с возможным преодолением ледовых перемычек) или плавания во льдах под проводкой ледокола.
При регламентации условий ледового плавания используются следующие определения:
■ сплоченность - мера сплошности ледового покрова, характеризуемая отношением площади, занимаемой льдами, к общей площади рассматриваемого участка акватории и оценивается по 10-балльной шкале;
■ разреженный лед - лед сплоченностью 4-6 баллов, в котором отдельные льдины не соприкасаются между собой;
■ сплоченный лед - лед сплоченностью 7-8 баллов, в котором отдельные льдины соприкасаются между собой, образуя ледовые перемычки;
■ сплошной лед или ледовое поле - лед сплоченностью 9-10 баллов.
Все суда ледового плавания в зависимости от их назначения и конструкции разделены на категории. Установлено девять категорий судов ледового плавания.
Если самоходное судно ледового плавания удовлетворяет соответствующим требованиям Правил, к основному символу класса добавляется один из следующих знаков категорий ледовых усилений: ЛУ1, ЛУ2, ЛУ3 ЛУ4, ЛУ5, ЛУ6, ЛУ7, ЛУ8, ЛУ9. К основному символу класса несамоходного судна знак категории ледовых усилений не добавляется.
Категории ЛУ1, ЛУ2, ЛУ3, образующие группу неарктических категорий, распространяются на суда, предназначенные только для плавания в замерзающих неарктических морях (неарктические суда).
Условия плавания для этих судов, установленные Регистром судоходства, приводятся в табл.1.
Категории ЛУ4, ЛУ5, ЛУ6, ЛУ7, ЛУ8, ЛУ9, образующие группу арктических категорий, распространяются на суда, предназначенные для плавания в арктических морях и называются судами арктического плавания. Допускаемые районы их плавания, а также условия их эксплуатации показаны в табл.2.
Для судов арктического плавания Регистром судоходства также установлены ограничительные условия для самостоятельного плавания во льдах, табл.3 и табл.4.
К ледоколам относятся специализированные суда, предназначенные для выполнения различных видов ледокольных операций: проводки судов во льдах, преодоления ледовых перемычек, прокладки канала, буксировки, околки, выполнения спасательных работ. Как известно первый в мире ледокол "Ермак" был построен в России по проекту адмирала С.О. Макарова, а первый атомный ледокол "Ленин" был построен в Советском союзе.
За этот исторический период ледокольный флот прошел три этапа: паровые ледоколы, дизельные ледоколы и ледоколы оснащенные атомными установками.
При выполнении ледокольных операций используются два основных режима ледового плавания: непрерывный ход или работа набегами. В зависимости от состояния ледового покрова, мощности и технического состояния ледоколов применяется та или другая тактика проводки судов.
Регистром Российского морского судоходства, устанавливаются допустимые (рекомендованные) скорости судов, в зависимости от состояния льда и ледового класса судна табл.5.
Для ледоколов установлены следующие категории ледового плавания: ЛЛ6; ЛЛ7; ЛЛ8; ЛЛ9.
Ледоколы указанных категорий имеют следующие ориентировочные эксплуатационные характеристики:
ЛЛ6 - выполнение ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, а также в замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,0 м;
ЛЛ7 - выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 2,0 м и в летнеосеннюю навигацию при толщине льда до 2,5 м; в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, - при толщине льда до 2,0 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 11 МВт;
ЛЛ8 - выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 3,0 м и в летне-осеннюю навигацию - без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,0 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 22 МВт;
ЛЛ9 - выполнение ледокольных операций: в арктических морях в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 4,0 м и в летне-осеннюю навигацию - без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 48 МВт.
Для буксиров, в зависимости от их соответствия категориям ледовых усилений, к основному символу класса добавляется один из следующих знаков: ЛУ2, ЛУ3, ЛУ4, ЛУ5.
Плавание во льдах всегда сопряжено с опасностью повреждения корпуса судна и с возможными задержками в пути вследствие целого ряда непредвиденных ситуаций. Поэтому до начала рейса судно должно пройти соответствующую подготовку, которая включает следующие мероприятия:
■ тщательный осмотр подводной части судна в доке и устранение дефектов;
■ проверку технического состояния руля, гребных винтов, гребного вала (особенно в районе прилегания его к дейдвуду);
■ осмотр и ремонт внутренних частей корпуса судна: набора, водонепроницаемых переборок, обшивки борта и двойного дна в грузовых трюмах;
■ осмотр кингстонных решеток;
■ проверку водоотливных средств;
■ опрессовывание трубопроводов, тщательную очистку льял и сеток приемников осушительного трубопровода, проверку исправности мерительных и воздушных трубок и т.д.;
■ подготовку палубных механизмов для плавания в условиях низких температур, магистралей пресной и соленой воды, находящихся на верхних палубах, и их утепление (все механизмы и устройства, работа которых не является необходимой и сопряжена с опасностью размораживания, отключают и консервируют);
■ выполнение других работ, требуемых конструктивными особенностями судна и обычной подготовкой перед выходом судна в рейс.
При подготовке к ледовому плаванию сверх обычных судовых технических запасов суда обеспечивают специальным снабжением (если есть необходимость), в числе которого должны быть:
■ запасной стальной винт или комплект лопастей, если они съемные;
■ запасной концевой (гребной) вал;
■ ледовые якоря со стальными тросами для швартовки судов к ледяным полям;
■ переносная мотопомпа, как аварийное вспомогательное средство, а также при приеме воды со льда, шланги к мотопомпе (приемные и отливные);
■ пешни с рукоятками, лопаты, кирки и др.;
■ легкая деревянная шлюпка особой конструкции (без киля с полозьями по бортам - ледянка);
■ аварийное снабжение по нормам Регистра судоходства для категории судов ледового плавания.
Во всех случаях, когда предусматривается плавание во льдах при подготовке к ледовому плаванию, входит изучение судоводителями Правил для судов, проводимых ледоколами через лед, Международных сигналов, употребляемых для связи между ледоколом и проводимыми судами, ознакомление с прогнозом о ледовых и гидрометеорологических условиях, выполнение предварительной прокладки по намеченному пути следования.
Размещение грузов в трюмах должно позволять, в случае необходимости, быстро проникнуть к месту повреждения обшивки и набора, а распределение груза по трюмам - обеспечить надлежащий дифферент для заглубления винта и руля и предохранения судна от ударов о лед с учетом всех пунктов разгрузки и погрузки судна.
|
|