|
|
Автобус ― вид автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа, вмещающий в себя более 8 пассажиров. По своим размерам автобусы намного превосходят легковые автомобили, но если автобус имеет длину менее пяти метров, то его уже называют микроавтобус.
Прародителями автобусов считают паровые дилижансы, которые появились более трёхсот лет назад. Этапом в развитии автобусного дела является использования в конструкциях шасси грузовиков и двигателя внутреннего сгорания. Далее пошли низкорамные шасси, а огромным шагом вперёд стало использование несущих кузовов.
Время от времени появлялись концепты, на которых проверялись как конструкторские решения, так и дизайнерские изыски. От этого зависело будущее развитие данного концепта.
В самом начале прошлого века низкорамные шасси не использовались. В конструкциях автобусов использовались рамы для грузовиков, которые приспосабливались под «другие» нужды. Германская компания Bussing, которая тоже вела производство автобусов, в 1923 г. разработала трёхосное шасси, которое получило название «Typ VI GL». Эта наработка была впервые представлена на суд зрителей на автосалоне в Берлине, в 1924 г. Шасси оснащалось четырёх цилиндровым двигателем, мощностью в 55 лошадиных сил, а так же имело базу равную семи метрам и две ведущие задние оси. В том же году одна малоизвестная фирма, которая специализировалась исключительно на производстве автобусов, с использованием шасси «Typ VI GL», предложила совершенно новую для автобусов того времени форму. Все детали были тщательно выверены, комфортность для пассажиров была на очень высоком уровне, ведь учитывались такие привычные нам вещи как просторный салон, рассчитанный на высокого человека, а так же была строго очерченная дверь для входа и выхода пассажиров. Такой дизайн не прижился и стал достоянием только лишь выставок.
Через год для этого же шасси одна фирма выпускает кузов, конструкция которого позаимствована у легковых автомобилей и представляла собой кабриолет. Также как и у легковушки в автобусе было много дверей, что упрощало процесс входа и выхода пассажиров. Для крупного багажа имелась откидывающаяся полка. Несомненно, для начала века это был успех. Красивый дизайн вместе с функциональностью приносил свои плоды.
В противоположность к этой модели в 1930 г. в американской фирме Eckland Brothers был разработан и построен автобус, акцент у которого был смещён в сторону функциональности и компоновки. У машины имелись два 6-цилиндровых двигателя, которые были развернуты в противоположную сторону. Каждый мотор отвечал только за свою ось. Капоты этих двигателей размещались в салоне, на каждом из них были размещены по два пассажирских места. Необычная конструкция также дополнялась двумя радиаторами, каждый из которых предназначался только для одного двигателя. Успеха такая конструкция не имела и имелась всего лишь в одном единственном тестовом образце.
В Европе, в 1935 г., автогигант Mercedes-Benz представил своё виденье развития автобуса. В машине было 22 пассажирских места, а мощность двигателя составляла 95 лошадиных сил. Данный автобус был разработан по всем правилам аэродинамики, с учётом всех последних достижений в этой области. Благодаря многим уловкам, таким как, специальные кожухи на колесных нишах, а так же угол наклона кузова, и его форма автобус развивал скорость в 115 км/ч, что было очень хорошим показателям для автотранспорта того времени. Дизайн был аккуратен, но не более того, никаких изысков не было, но всё же эффект элегантности и красоты имел место.
В конце 40-х годов итальянская фирма Viberti оснастила свой автобус Golden Dolphin турбиной мощностью в 400 лошадиных сил, с помощью которой автобус развивал скорость в 200 км/ч. Дизайн автобуса был фантастическим. Кузов напоминал большую рыбу. Колёса были спрятаны под щитками, боковое стекло имело длину 6 метров, и было полностью цельным. В конце автобуса была сервисная зона, а так же кухня и туалет. В салоне имелось радио, каждый пассажир мог воспользоваться личным вентилятором. Главный акцент был на максимальном комфорте.
В 50-х годах фирма Vetter стала пионером в производстве ступенчатых кузовов. А ещё одна европейская компания Kassbohrer стала лидером в производстве несущих кузовов.
Источники:
1. Советский энциклопедический словарь. Энциклопедия 1983;
2. www.avtob.us
|
|