Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Церковная утварь

Церковная утварь ― принадлежности культа, используемые при богослужении в православной церкви. Престол, на котором совершается литургия. Жертвенник, на котором совершается проскомидия. Престол и жертвенник покрыты одеждами: верхний покров — индития, индитий (от греч. «одеваю»), нижний — катасирка (от греч. «приплотие»), сверху покрывало. Нижняя одежда делается из простого материала, верхняя из дорогой ткани. На престоле лежит антиминс (от греч. «анти» — вместо и лат. mensa — стол) — шелковый плат, где изображено положение Спасителя во гроб. Литургия (кроме исключительных случаев) может быть совершена только на антиминсе. В свернутом антиминсе (или илитоне) лежит губка, служащая для собирания частиц на антиминсе и дискосе. Антиминс завернут в илитон (греч. «обертка»). Кроме антиминса на престоле располагается Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница — ковчежец, коробка, где хранятся запасные Св. Дары (гостия) для причащения на дому.
Для совершения литургии используются священные сосуды: дискос — блюдо, на котором полагается Агнец, то есть хлеб, а также потир (греч. «чаша»), в которую наливается евхаристическое вино. При совершении проскомидии дискос покрывается металлической звездицей, представляющей собой две соединенные крест на крест металлические ленты с загнутыми концами. Звездица символизирует звезду, возвестившую рождение Спасителя.
Дискос и потир покрывается покровцами и воздухом. Существует два малые воздуха (покрова, покровца) и один большой воздух. Малые воздухи представляют собой матерчатые кресты, квадратная середина которых покрывает верх дискоса и потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая боковые стороны сосудов. Большой воздух имеет вид матерчатого прямоугольника, им покрывают одновременно и дискос, и потир. Большой воздух кладут при погребении на лица священнослужителей или монахов.
Для причащения мирян используется ложечка (лжица), лежащая на жертвеннике. Для разрезания Агнца и вынимания поминальных частиц из просфор используются большое и малое копие — особые ножи копьевидной формы. Большое копие используется как нож для Агнца, а малое — для вынимания частиц. Для отирания губ причастников, а также для отирания потира используются платы, то есть платки, обычно красного цвета.
Каждение совершается при помощи кадила (кадильницы). С Х — XI веков имела вид металлической чашечки с крышкой, подвешенной на цепочках, куда клался уголь и ладан. До этого использовали глиняные или металлические курильницы в виде сосудов с резными стенками. Кадило старинной формы называется кацея, кация (от греч. «тигель) и в отличие от кадила имеет ручку, а не подвесные цепочки. Находки каций из византийского Херсона датируются Х — XII веками.
Существует ковчежец (ящичек) для крещения, где полагаются флакон с миром (мироносица), флакон с елеем, ножницы для подстрижения причащаемого, два помазка — один с кисточкой, другой с шариком для помазания елеем и миром, губка для отирания мира с тела причащаемого.
Для подачи вина и «теплоты» (теплой воды или теплой воды с вином) используется специальный ковш, красовуль (греч. «чаша для вина»).
Для кропления св. водой людей и предметов используется большая кисть, называемая кропило или васильки. Для помазания народа елеем на всенощном бдении или при соборовании (см. треба) используется помазок (кисточка). Кроме многосвечных подсвечников существует переносной подсвечник с одной свечой — примикирий. На архиерейском богослужении употребляется подсвечник о двух свечах, дикирий (от греч. «дуо» — два и кирос — «свеча»), которыми архиерей благословляет народ. Трикирием называется пасхальный подсвечник на три свечи, которым пользуется священник на Пасху.
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я