Заключение

Итак, мы можем подвести некоторые итоги в рассмотрении проблемы.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви и армии имеют глубокие исторические корни и традиции. На протяжении всего пройденного Россией тысячелетнего исторического пути Православная Церковь проявляла заботу о духовно-нравственном состоянии воинства и благословляла защитников Отечества на ратный подвиг[1]. Так было в далекое время создания древнерусского государства, так было и период Смуты XVII века, и в 1812 году, и во время Великой Отечественной войны.

Церковь и армия всегда были с народом. Они помогали созидать российскую государственность, отстаивали жизнь и достоинство Отчизны, хранили ее достояние, ее культуру, ее духовное наследие. Армия и Церковь воплощали в своем служении дух, доблесть и гений народа. Подвигом своим они утверждали гражданский мир и согласие в обществе, объединяли народы России, сделав ее уникальным в своем многообразии и единстве связующим звеном между Востоком и Западом. Церковь и армия строили Россию в прошлом, им предстоит строить ее и в будущем.

Командирам всех степеней необходимо обратить особое внимание на создании в частях и подразделениях необходимых условий для реализации духовных потребностей и интересов военнослужащих, активно использовать для этого возможности гражданских и военных культурно-просветительских учреждений, а также культовых организаций основных религиозных конфессий России.

Мы живем в переломный и ответственный момент, когда перед нами открывается путь к возрождению исторически присущих нашему народу идеалов и ценностей. Православие и в наши дни оказывает огромное влияние на моральный дух армии, на духовно-нравственный климат армейской жизни и способствует процессу обучения и воспитания воинов в духе патриотизма, верности воинскому долгу и присяге.

Пришла пора воскресить исконные духовные традиции в армии и на флоте и использовать огромный опыт Русской Православной Церкви в системе укрепления морального духа российской армии. Имея за собой тысячелетнюю духовную традицию и видя вновь открывшуюся возможность духовного возрождения России, ее Вооруженных Сил, мы не вправе забывать об освященной веками традиции взаимосвязи армии и Русской Православной Церкви в обучении и воспитании воинов.

История армии неразрывно связана с историей нашей великой страны и Русской Православной Церкви. Взаимосвязь армии и Русской Православной Церкви - это не дань моде, а объективная необходимость, продиктованная многовековой историей развития Государства Российского, глубиной души народа России.

С момента создания Вооруженных Сил РФ (7 мая 1992 года) и начала проведения военных реформ неоднократно поднимался вопрос о взаимоотношениях армии с церковью. Особенно актуальной данная проблема стала в связи с упразднением политорганов, отвечавших за моральный дух в войсках. В воспитательной работе образовался вакуум, который до сегодняшнего дня не заполнен таким содержанием, которое отвечало бы потребностям современного развития вооруженных сил.

О низкой дисциплине в войсках свидетельствуют многочисленные самовольные оставления частей рядовыми военнослужащими, злоупотребления служебным положением командиров и начальников. Деморализация в армейской среде стала возможной также по причине бездуховности.

Все это свидетельствует о заинтересованном взаимодействии армии и Церкви. Но это взаимодействие осторожное, с постепенным осознанием потребности в более тесном сближении. Потенциал церкви как субъекта в политике военных реформ востребован, но не раскрыт полностью.

Вот направления, по которым Церковь могла бы оказать всестороннюю помощь современной армии[2].

Помочь человеку и гражданину преодолеть противоречие между воинским долгом, который ограничивает права человека, и ценностью человеческой жизни.

Подтвердить приверженность гуманистическим идеалам в условиях как воинской службы, так и кризиса нравственных ценностей, который происходит в обществе, то есть выступить в качестве источника моральных ценностей.

Внести новый импульс в развитие патриотического воспитания, основанного на духовно-религиозном компоненте.

Внести свою лепту в формирование общественного мнения о военной службе, исходя из исторических традиций.

Способствовать сплочению воинских коллективов через веру, в том числе веру в благородные цели защиты Отечества.

Дать нуждающимся нравственный ориентир в жизни и военной службе.

Оказать помощь в профилактике неуставных взаимоотношений в воинских коллективах, суицидальных настроений отдельных военнослужащих.

Проводить работу по психологической реабилитации военнослужащих, получивших тяжелые ранения и травмы в ходе боевых действий или учений.

Способствовать воспитанию у военнослужащих чувства достоинства, так как, к сожалению, армия, по-прежнему, является механизмом для подавления личности.

Довести до всего армейского руководства необходимость добросовестного отношения к решению назревших проблем. На исторических примерах показывать ценность полководческого таланта и высокой самоотдачи военачальников.

Оказать помощь государственным структурам в организации альтернативной службы.

Влияние церкви на ход военных преобразований не означает передачи части ответственности за военные реформы от светской власти духовной. Это означает заинтересованное, в пределах своей компетенции, вмешательство в умы и сердца людей для продвижения их к пути истинному - повышению ответственности за возложенные задачи, добросовестное отношение к служебным обязанностям, а в итоге - совершенствование обороноспособности страны.

 


Патриарх Кирилл

Обращаясь к молодежи 28 сентября 2009 года в ходе визита в г. Витебск, Патриарх Кирилл сказал[3]:

"Ад на земле - это в том числе и ужасы войны. Все начинается не в окопах, не в кабинах танков самолетов, не в штабах, - все начинается в человеческих сердцах. Для того чтобы напасть на соседей, употребить силу для достижения своих политических, идеологических, экономических целей, нужно быть зверем. Нужно быть человеком с утраченной нравственной основой. Ну как можно сказать: "Я хочу взять страну или дом, или жизнь другого человека, или его деньги для того, чтобы самому стать счастливым"?! Ведь именно так затевались все войны: расширить пространство, стать сильнее, богаче, стать могущественнее, чем сосед.

Но если человек живет нравственным чувством, если он стремится жить по Закону Божьему, он же знает, что это грех, - нельзя. Вот поэтому последующие такие страшные события, прецедентом которого была Великая Отечественная война, возможны, если мы дальше будем попирать нравственное чувство. И вот, что удивительно, я хотел бы еще раз об этом сказать. Под знаком свободы мы раскрепощаем в себе инстинкт, зверя, но одновременно стараемся путем некоего международного законодательства обеспечить международный мир. И говорим: "безопасность, безопасность". Как в Священном Писании сказано: когда будут говорить "безопасность", тогда и наступит напасть. Потому что словами - и даже письменными договорами невозможно установить вечный мир. До тех пор, пока зло - в сердце человека.

Вот почему воспитание внутреннего человека - это задача не только связанная с личным благополучием, счастьем человека, но есть и то, что связано с судьбой человеческой цивилизации. Сегодня вопросы нравственности - это не личные вопросы, как нас пытаются в этом убедить, в том числе и в этой западноевропейской либеральной философской парадигме. Это вопросы, которые имеют жизненно важное историческое значение: будет ли существовать род человеческий, - или в условиях современного вооружения он существовать не будет? Поэтому нравственное воспитание личности является краеугольным камнем вообще во всех усилиях людей, направленных в том числе и на обеспечение мира между странами, между народами, мира во всем мире. Ради этого и работает Церковь".

Автору остается добавить, что нравственное воспитание современного воина - это задача особой важности, и без участия Церкви оно вряд ли будет успешным.

 

[1] Материалы сайта http://www.pobeda.ru/content/view/9969/142/

[2] Материалы сайта http://nicbar.narod.ru/statia21.htm

[3] См. http://sobor.by/idnews.php?id=2009-Sep-28-19:39:17

 


вернуться к оглавлению далее
(C) Л.Н.Аруева, 2010 Опубликовано на Энциклопедическом портале www.Russika.ru