3.2. Деятельность Русской Православной Церквив Вооруженных СилахВоенные теоретики пишут о том, что в современном мире при раскладе военных сил большое значение приобретает фактор информационного противоборства[1], поскольку информация становится таким же оружием, как ракеты, бомбы, торпеды и т. п. Сейчас уже ясно, что информационное противоборство становится тем фактором, который окажет существенное влияние на войны будущего, их начало, ход и исход. И именно он оказывает решающее влияние на моральный дух армии. Можно предвидеть, что после завершения переходного периода к бесконтактным войнам, а такой границей называют 2010 год, информационное противоборство постепенно станет боевым, то есть приобретет самостоятельный характер среди других форм и способов борьбы. Под информационным противоборством в бесконтактных войнах следует понимать новую, именно стратегическую форму борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду противника и защищающие собственную в интересах достижения стратегических целей войны. Моральный дух российской армии становится объектом информационного противоборства. В этом смысле он представляет собой специфическое состояние общественного и индивидуального сознания военнослужащего как единство жизненных ценностей, совокупность духовных качеств личности воина, народа и армии, выражающихся в побуждении общества, армии и личности к защите жизненно важных национальных ценностей, интересов государства, обеспечении на достаточном уровне их информационной безопасности. Современная ситуация в сфере укрепления морального духа российской армии характеризуется тенденцией возврата к традиционным, отечественным, в том числе и православным, ценностям культуры с учетом новых реалий общественного развития. Русская Православная Церковь и армия на протяжении многовековой истории Российского государства всегда были тесно связаны друг с другом. Православие сыграло огромную роль в формировании такой общенациональной ценности российской цивилизации, как самоотверженность в защите Отечества. Достаточно вспомнить мужество воинов Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Первого, Александра Суворова, массовый, поистине всенародный ратный и трудовой героизм, самопожертвование в Отечественной войне 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной войнах. На моральный дух русской армии огромное влияние оказывали мощные силы Православия. На страницах Евангелия утверждалось, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Сознавая огромную ответственность людей ратного труда за судьбы Отечества, Церковь с самых древних времен окружила их заботой, вниманием и любовью. Она не совершала никаких специальных молебнов о людях какой-либо другой профессии - лишь о военных. Такое исключительное внимание Церкви к армии объясняется тем, что именно от нее - как в прошлые времена, так и теперь - в большей степени, чем от какого-либо другого государственного института, зависит судьба народа и государства. Здесь особенно ощутима цена ошибки или преступления, особенно страшными и разрушительными могут быть последствия нравственной распущенности и упадка. Церковь заботится о нравственном и духовном состоянии воина еще и потому, что он обязан быть предан своему долгу особым образом, как никто другой. Ведь выполнение воинского долга требует самого ценного - отдать собственную жизнь. А это может сделать только высоконравственный, идейный человек. Простое следование уставу или закону не может заставить человека переступить черту, отделяющую его жизнь от смерти. Самопожертвование - это осознанное, нравственное проявление. История учит, что боеспособность армии, военная мощь государств существенно зависят от уровня духовности воинов и населения. Уже в глубокой древности было замечено, что на ход и исход сражений и войн значительное, а часто и решающее влияние оказывает состояние морального духа войск, то есть степень их моральной готовности и способности добиться победы над противником. Многие видные военачальники соглашались с тезисом Наполеона о том, что "на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1", чем подтверждали решающее значение морального духа в укреплении армии и подчеркивали, что при определенных условиях храбрость солдат может компенсировать численный перевес противника. Строительство армии не только в ходе войны, но и в мирное время невозможно без высокого морального духа войск. И сегодня при решении многих новых сложных задач от личного состава Вооруженных Сил требуются высокая морально-психологическая устойчивость, готовность к преодолению физических и моральных нагрузок. Будучи сложным духовным явлением по своему содержанию и формам проявления, моральный дух содержит в себе два главных элемента: духовно-нравственный и социально-психологический. Они тесно связаны между собой и взаимодействуют. К духовно-нравственным элементам относятся нравственные идеалы, принципы, убеждения и нормы, определяющие отношение человека к государству, обществу, войне. Это фундаментальные, наиболее устойчивые элементы, выраженные такими понятиями, как Отечество, Родина, воинский долг, патриотизм. Длительное существование любого общества и государства невозможно без сформировавшегося у большинства его граждан представления о высшей ценности Отечества и о святом долге защищать его. Все это требует от человека полной самоотдачи, нередко готовности пожертвовать своей жизнью во имя не личных, а общегосударственных целей. Осознанно на это шли и идут только настоящие патриоты. В Вооруженных Силах для укрепления морального духа войск служит весь воинский жизненный уклад: напряженная боевая учеба; различные виды учений; выполнение учебно-боевых задач и т. п. Решению этой же задачи в немалой степени способствуют занятия по морально-психологическому обеспечению и общественно-государственной подготовке, а также вся целенаправленная воспитательная работа, в частности по патриотическому воспитанию. Важнейшую роль в формировании морального духа, духовного потенциала общества и армии играют различные государственные и воинские ритуалы, символы, празднование памятных событий в истории страны. Так, большое эмоциональное и воспитательное значение имеет ежегодное празднование в нашей стране Дня Победы. Его значение в формировании чувств национальной гордости и патриотизма исключительно велико. Работа по формированию высокого морального духа армии - это задача не только внутриармейская, но и общегосударственная, общенародная. Армия - это часть общества. А поэтому состояние политических, экономических, социальных и нравственных отношений в нем накладывает отпечаток и на состояние духовных сил личного состава армии. Если бы не было Церкви, мы бы не помнили ни об Александре Невском, ни о Дмитрии Донском. Они остались в памяти народа благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались в храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа. Поэтому эти святые имена, эти события, в которых явился победоносный русский дух, хранились как предание и дошли до наших дней. Вспоминая историю, хотелось бы обратить внимание на то время, когда Император Петр Великий решил переделать Россию на западный лад. Это оказало существенное влияние на все стороны жизни народа. Этот европейский подход, безусловно, обеспечил положительные результаты, но некоторые элементы его носили деструктивный характер. Была создана новая государственная идеология, которая сначала была усвоена верхушкой общества, затем его слоями. Согласно ей, военные образуют одну общественную среду, чиновники - другую, ученые - третью, и так далее. Такое деление на сословия, между которыми возникают противоречия, ни в коей мере не соответствует исторической реальности нашего государства, его духу. Церковная жизнь близка армейскому укладу жизни. Их роднит строгая иерархическая подчиненность: деятельность Церкви и армии регулируется уставом. Церковное служение - это служение Богу, служение армии - защита Отечества. И то и другое служение жертвенное, и высшее проявление этого жертвенного служения в армии и церкви называется подвигом. Для совершения такого подвига воину необходимо жить надо соответствующим образом. Что же может быть общего между солдатами и монахами? Это воинская служба. Только одни - воины земные, охраняют нашу родную страну от врагов видимых, а другие - воины небесные, сражаются с невидимыми врагами, которые побеждаются, по слову Христа, только постом и молитвой. Сегодня вопросами воспитания военнослужащих, формированием в них высокого морального духа занимается ряд военных наук, таких как военная педагогика, военная психология. И они зачастую учат тому, чему испокон веков учила Православная вера. Так стоит ли изобретать то, что уже подтвердила история? Думается, необходимо возвратиться к былому, включить в программу обучения знакомство с историей православия, восстановить институт попечительства священниками армии. Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями разработан и принят стандартный пакет документов, вошедший в "Рекомендации епархиальным отделам по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями". Процитируем часть этого документа. "Соглашение о сотрудничествеНа основании Совместного заявления, подписанного Патриархом Московским и всея Руси и Министром обороны Российской Федерации 2 марта 1994 года, отношения между Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью продолжают развиваться по пути расширения и углубления сотрудничества в областях патриотического и нравственного воспитания личного состава, духовного окормления, просвещения и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, реализации их религиозных потребностей, восстановления разрушенных и строительства новых православных храмов и часовен. При этом отношения строятся на принципах соответствия законам Российской Федерации, соблюдения прав военнослужащих на свободу совести, приоритета интересов боевой готовности Вооруженных Сил, уважения традиций Русской Православной Церкви. Взаимодействие Вооруженных Сил с Русской Православной Церковью стало важным звеном в процессе возрождения славных традиций Российской Армии и Флота, оказало благотворное влияние на морально-психологическое состояние личного состава и духовно-нравственный климат в воинских коллективах. Отмечая достигнутые положительные результаты взаимодействия мы, Патриарх Московский и всея Руси, и Министр обороны Российской Федерации, полномочно представляющие Русскую Православную Церковь и Российские Вооруженные Силы, заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве, предусматривающее развитие отношений по следующим направлениям: Патриотическое воспитание военнослужащих - Развивать взаимодействие в деле возрождения православных традиций Российской армии и флота. - Содействовать воспитанию у воинов нравственной мотивации военной службы, способности к самоотдаче, к подвигу на благо России. - Оказывать помощь командованию воинских частей (кораблей) в формировании морально-психологической устойчивости военнослужащих в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях. - Приглашать священнослужителей Русской Православной Церкви для участия в воинских ритуалах и торжествах, посвященных памятным датам в истории страны и Вооруженных Сил. - Развивать сотрудничество между военными комиссариатами и епархиями Русской Православной Церкви в деле воспитания у допризывной и призывной молодежи должного отношения к военной службе. Нравственное воспитание и духовное просвещение военнослужащих - Использовать духовно-нравственный потенциал Русской Православной Церкви в деле нравственного воспитания военнослужащих. - Использовать влияние священнослужителей в процессе оздоровления нравственного климата в воинских коллективах, профилактики нарушений воинской дисциплины, искоренения неуставных взаимоотношений, суицидальных настроений и других негативных явлений. - Оказывать содействие в подготовке офицерского корпуса с более широким кругозором в вопросах религиоведения. - Развивать сотрудничество между военными и духовными учебными заведениями, по желанию военнослужащих во внеслужебное время организовывать их обучение в духовных учебных заведениях или факультативно в военно-учебных заведениях. - Содействовать обеспечению верующих военнослужащих духовной литературой, церковными периодическими изданиями, кинофильмами, аудио- и видеоматериалами. - Использовать возможности средств массовой информации на поднятие общественного престижа военной службы. Социальная защита военнослужащих и членов их семей - Всемерно оказывать социальную, моральную и духовную поддержку военнослужащим, членам их семей, ветеранам войны, труда и Вооруженных Сил. - Использовать помощь православного духовенства в психологической реабилитации воинов, получивших ранения и травмы. - Оказывать содействие в организации пастырских посещений священнослужителями православных верующих, находящихся на излечении в госпиталях и лазаретах. - Проводить совместные благотворительные акции и ритуальные мероприятия с целью оказания помощи семьям погибших воинов. - Оказывать попечение оставшимся без родителей несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Реализация религиозных потребностей военнослужащих - Координировать совместные усилия по защите прав и свобод военнослужащих и членов их семей на свободу вероисповеданий. - Предоставлять возможность духовенству Русской Православной Церкви, по согласованию с командованием воинской части, посещать военнослужащих. Восстановление культовых сооружений - Силами воинов армии и флота, добровольно выразившими желание, в свободное от службы время, оказывать содействие Русской Православной Церкви в проведении реставрации, ремонта и восстановления храмов и других культовых сооружений. - Содержать в достойном состоянии захоронения погибших воинов. Организационные мероприятия Отмечая положительную роль Координационного комитета по взаимодействию между Русской Православной Церковью и Вооруженными Силами Российской Федерации, считать его деятельность выполненной. Для реализации настоящего Соглашения создать Координационный Совет, сопредседателями которого назначить: со стороны Русской Православной Церкви - представителя Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, со стороны Министерства обороны - представителя Главного Управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации. - Поручить Координационному Совету разработать положение о Совете и программу его деятельности, а также предложения по структуре и персональному составу. Сотрудничество между Министерством обороны Российской Федерации и Русской Православной Церковью будет служить обогащению духовной и нравственной жизни воинских коллективов, способствовать воспитанию военнослужащих и членов их семей в духе любви к Отечеству, готовности к его защите, развитию милосердия и благотворительности, веротерпимости и гражданской ответственности и патриотизма".
Это соглашение в настоящее время реализуется на практике и нареканий по части нарушения закона о свободе совести и вероисповедания не имеет. Курс лекций, которые священники читают для солдат, называется "Духовные традиции Отечества". Беседуя на эту тему с военнослужащими, священник не нарушает их свободы совести: ведь, не познакомившись с этим предметом, солдат не имеет возможности осознанного выбора. Как уже упоминалось, Минобороны выступает за то, чтобы в военных частях был священник. Так, например, руководство Вооруженных Сил полагает, что священники, приписанные к воинской части, способны помочь в решении проблемы неуставных отношений. Каким образом? Воцерковленных верующих, которым действительно необходимо духовное окормление, у нас в армии не столь много. В основном православные - это просто крещеные люди, которые в храм заходят по праздникам, да и то не всегда. И в конце концов, в военных частях есть психологи. Они-то и работают с психически нестабильными служащими. Но ведь к психологу не только в армии, но и в обычной жизни идут тогда, когда чувствуют себя плохо. Священник же приходит в часть сам. И говорит для всех. Техника увещевания в данном случае проста: нужно разбудить совесть человека, напомнить ему о естественных ограничителях, а во главу угла поставить авторитет Бога. В большинстве случаев в частях, где есть священник, неуставных отношений значительно меньше. И чем больше священник проводит времени в непосредственном контакте с военнослужащими, тем меньше в среде солдат поведенческих девиаций, связанных с дедовщиной.
Приведем два рассказа о современных полковых священниках, чтобы показать роль этого института в современной армии. Трижды за последние семь месяцев московский священник Константин Молчанов[2] выезжал в Чечню. Был на передовой, освящал боевую технику, совершал молебны. Окрестил около 150 военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Отец Константин - настоятель храма Святителя Николая Чудотворца, расположенного в самом центре Москвы, и одновременно полковой пастырь Таманской дивизии. Официально такой должности в штате дивизии нет, однако отец Константин несет обязанности полкового священника уже в течение четырех лет. Когда в период так называемой чеченской войны один из полков дивизии отправился в Чечню, отец Константин, решив, что ему необходимо быть там вместе со своей армейской паствой, написал на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси прошение. Отец Константин вспоминает: - Три дня наш полк добирался в военном эшелоне до Моздока. Ехали через всю Центральную полосу России, и я не раз видел, как женщины благословляли эшелон крестным знамением, а на станциях простые люди приносили нам еду, фрукты. В Моздоке командир полка посоветовал мне переодеться в военный камуфляж, чтобы черная ряса не привлекала внимания бандитских снайперов. И потом все три недели я ходил в полевой форме. Лишь когда совершал требы, надевал священническое облачение. С собой я привез Песчанскую икону Божией Матери. Эта икона прошлым летом на самолетах российского МЧС совершала воздушный крестный ход, а вернее, перелет вдоль границ России. На передовой я быстро понял, что священнику на войне не следует ограничиваться только своими непосредственными обязанностями, беседами, проповедями, молебнами. С разрешения командира полка я взял на себя и часть хозяйственных забот. Следил, чтобы солдаты были накормлены, организовывал полевые бани. На водовозке с водителем развозил на позиции воду. Дело это вроде бы не хитрое, но из-за неустроенности, неразберихи одна из наших рот из-за обстрела боевиков несколько дней оставалась без воды. На передовой мне попалась какая-то брошюра военного психолога из внутренних войск, в которой давались советы, рекомендации, как действовать военнослужащим на войне в экстремальных ситуациях. Прочитал ее и был удивлен, как много из того, что внушаю солдатам на своих занятиях по основам вероучения, рекомендует военный психолог. В частности, он пишет о том, что необходимо военнослужащим, чтобы победить и выжить на войне. Первое - это умение постоянно контролировать себя, свое внутреннее состояние, мысли. Второе - дружить, ладить с сослуживцами. Третье - профессионально владеть военным делом, уметь стрелять, владеть техническими средствами, боевой техникой. Об этом неустанно говорю и я: "Гоните от себя греховные мысли, не давайте сознанию останавливаться, зацикливаться на них, иначе они могут привести к негативным действиям, поступкам. Далее, - говорю я, - умейте общаться друг с другом. Возлюби ближнего своего, как самого себя, - гласит Евангелие. Конечно, трудно воспылать пламенной любовью к сослуживцу, если он человек нечестный, непорядочный, но, по крайней мере, не желай, не делай ему того, чего сам себе не желаешь. И, конечно же, старайся в совершенстве овладеть своей военной специальностью". Так что, можно сказать, пастырская деятельность священника в войсках способствует повышению боевой готовности личного состава. Во второй раз я летал в Чечню в составе делегации общественного движения "Россия Православная". Побывал в подразделениях внутренних войск, освятил два боевых вертолета, окрестил в Моздокском гарнизоне 90 военнослужащих. Вместе с делегацией навещал в гарнизонном госпитале раненых. Третья поездка на Северный Кавказ была короткой. На этот раз я побывал в Веденском районе, где в тот момент - в середине февраля - находились подразделения Таманской дивизии. К сожалению, в полку, с которым осенью ехал в Чечню, за полгода боевых действий не обошлось без потерь, и, приехав на место дислокации, я первым долгом отслужил панихиду по погибшим. Привез с собой около 300 килограммов гуманитарной помощи - шоколад, вязаные шапочки, носки, а также нательные крестики, иконки. Помощь собиралась в Москве прихожанами нашего храма Святителя Николая Чудотворца и оказалась в Чечне очень кстати. Во время этого вояжа окрестил 20 солдат-контрактников. Могу сказать с твердой уверенностью, что вера в Бога, Божье слово, которое несет священник, очень помогает на войне нашим военнослужащим. Об этом много раз они говорили мне сами, да и я, как священнослужитель, знал такое и раньше и теперь вот убедился на собственном опыте. Когда же недавно в одном журнале, издающемся для военнослужащих из стран СНГ, я прочитал статью какого-то автора, капитана 3-го ранга, о том, что религия, вера в Бога делает солдат замкнутыми, эгоистичными, неспособными нести военную службу, то был, мягко говоря, шокирован. Ничего более наивного, с тех пор как у нас в стране было покончено с атеистической идеологией, не читал. На протяжении многих веков православие является синонимом патриотизма, служению Отечеству, людям. "Нет больше той любви, как положить жизнь свою за друзей своих", - гласит Евангельская заповедь".
Иерей Андрей Милкин[3] служит в храме Новомучеников и Исповедников Российских в г. Дзержинске Нижегородской области. Одновременно он является начальником военного сектора и заместителем председателя отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. В качестве сотрудника отдела о. Андрей осуществляет непосредственное взаимодействие с силовыми структурами Нижегородской области, в том числе с частями и соединениями Приволжского округа Внутренних Войск, 22-й армии и других силовых структур. Отец Андрей неоднократно ездил с рабочими командировками в Чечню, бывал в боевом расположении войск. Приказом командующего войсками Приволжского округа ВВ от 26 марта 2001 г. награжден знаком "За отличие в службе" МВД. Вот мысли о. Андрея о томЭ, что такое военный священник, какова его роль в армии. "В Чечне мне довелось побывать трижды: в августе-сентябре, а потом декабре 2000 года и в феврале-марте 2001. Общая продолжительность командировок - 62 дня. Все три раза ездил по приглашению командующего войсками Приволжского округа Внутренних войск МВД России и находился в пункте временной дислокации Богородской бригады внутренних войск. Еще из Ветхозаветной истории известно, что народ Израильский обращался к Создавшему его более в горе, нежели в радости. С тех пор минули тысячелетия, но и сегодня мы своей жизнью подтверждаем этот исторический опыт, приходя к Богу, по большому счету, лишь тогда, когда явно не хватает человеческих сил справиться с окружающей действительностью. Практически у каждого, кому случалось попасть в беду, возникают мысли о том, что во-первых, из этой беды есть выход, а, во-вторых, этот выход - вне человеческих измерений. Известно, что в экстремальной ситуации человек начинает лучше видеть, лучше соображать, быстрее реагировать на внешние события. Обостряются и религиозные чувства. Война, пожалуй, - это предельное состояние человеческой трагедии, и именно там человек, стоя лицом к лицу со смертью, ощущая ее дыхание на себе, задается вопросом: а что будет дальше? Неужели жизнь так легко прекратить? Разве какой-то маленький осколок железа или крохотная пуля способны остановить во мне, молодом и красивом, способность мыслить и чувствовать? Здесь-то и встает со всей остротой главный вопрос: что есть жизнь человеческая и заканчивается ли она со смертью? Потому-то так единодушны все, видевшие войну: здесь нет неверующих. Было бы неверным утверждать, что все наши воины - православные. Но зачастую, затрудняясь сказать, как, собственно, он верит, солдат сердцем ощущает бытие Того, Кто создал этот мир и имеет о нем попечение. Сегодня молодое пополнение приходит в Вооруженные Силы из безрелигиозного общества. Не будет преувеличением сказать, что наша армия вновь стала рабоче-крестьянской. Солдат с дипломом об окончании института - большая редкость. В начале XXI века вдруг обнаружилось, что уровень образования рядового и сержантского состава сегодня - неполное среднее. Встречаются солдаты, сидевшие за партой лишь в начальной школе. В этом - одна из основных армейских бед. Причина тому, конечно, в чудовищном расслоении современного российского общества. Формирование человека, начавшись в семье, продолжается в школе. Что же мы имеем? С одной стороны, сеть элитарных лицеев, гимназий, колледжей. С другой - обычные "средние общеобразовательные учебные заведения". Поступая в первый класс, будущий выпускник заранее нацеливается на ту или иную перспективу: идти ему в престижнейший вуз, или два года маршировать в кирзовых сапогах. И, естественно, в сознании того, кому не суждено стать юристом, экономистом, менеджером, закрепляется комплекс неполноценности: я - неудачник. Это во многом и обусловливает отношение молодежи к службе в армии. Второй фактор, определяющий религиозное состояние солдата, - это соответствующее воспитание в семье. Люди, выросшие в обычных постсоветских семьях, как правило, безразличны к церковной жизни. Их вера - где-то в глубине души, знание о религии - на уровне способа установки свечи на подсвечнике. Третье обстоятельство - гипертрофированный индивидуализм современного юношества. Отсюда острое ощущение своего одиночества и, смею сказать, чувство богооставленности. Зачастую, само слово "Бог" просто не присутствует в их лексиконе. Максимум, они согласны лишь с тем, что "Там Кто-то есть..." И вот такой молодой человек попадает в армию, да не просто в армию - на войну. Он видит смерть, видит кровь, а Господь касается его сердца и дает ему понять: "Ты не одинок, что бы ни случилось, Я с тобой!" Многие солдаты сейчас имеют и Новый Завет, и молитвословы, а уж о поясках с текстом 90-го псалма "Живый в помощи" и говорить нечего. Особый след в душе оставляют встречи с солдатами, имеющими молитвенный опыт. Вот маленький пример. Как-то раз беседовал с рядовым - простым парнем из глухой оренбургской деревни, где храм когда-то был, да его разрушили, а новый построить - ни сил, ни средств не хватает. Самый обыкновенный мальчишка, крестили его, как и многих, в детстве. Спрашиваю: - Ходил ли когда-нибудь в церковь? - Нет, не ходил, некуда было. Ну, иконы дома висят. - А книги духовного содержания читал? - Нет... Правда, - говорит, - когда в армию призвали, на сборном пункте увидел Евангелие: кто-то его принес и положил. Стал читать. - И что? - Ну, я много не успел прочитать. Вот только самое начало, самое первое, - я так понял, что он читал Евангелие от Матфея. - Прочитал несколько глав. - Что тебе запомнилось оттуда? - Молитва "Отче наш" - я ее запомнил и стал молиться. Утром проснусь, ее читаю, вечером перед сном обязательно. Знаете, - говорит, - это мне настолько помогало, особенно когда были какие-то трудности. Меня как-то Бог хранит. - Ну а еще тебе что-нибудь запомнилось? Какие слова у тебя в памяти остались? - Да. Там сказано, что если у тебя две рубашки и кто-то нуждается, надо одну из них отдать. И я стал так делать. Вот вам и пример живой искренней деятельной веры - подлинного христианства. Я не знаю, как у этого солдата сложится дальнейшая жизнь, но очень хочется надеяться, что, когда возвратится домой, он не забудет этого первого опыта реального присутствия Бога в его жизни. Здесь явственно видно непосредственное воздействие слова Божия на человека. И долг священника - помочь этому бойцу в том, чтобы его сердце, воспламенившись однажды любовью к Богу, не остыло. Конечно, солдаты молятся, причем зачастую бесхитростной солдатской молитвой: "Господи, сохрани!" Я видел переписанные от руки тексты. Знаю, например, что, у многих водителей есть молитва, составленная специально для них. Отрадно, что это не просто некий "оберег". Нет, губы солдата шепчут ее перед каждым выездом. <…> Конечно, многие солдаты и офицеры стыдятся открытого проявления своих религиозных чувств. Все же священник - диковина в сегодняшней армии. Солдаты боятся насмешек со стороны сослуживцев, но, несмотря на это, приходят, испытывая огромную потребность не только в словах утешения, но и, собственно, в церковных Таинствах. Конечно, приходится сталкиваться и с результатами безрелигиозного воспитания предыдущих поколений. <…> Поясню, что деятельность священника в войсках не регламентирована никакими нормативными актами. Есть лишь добрая воля российского генералитета, что, впрочем, не мешает отдельным командирам категорически препятствовать деятельности священника в воинских частях. Конечно, фигура в рясе резко выделяется на фоне личного состава, одетого в камуфляж. Вот и боятся: а что подумает тот или иной строгий проверяющий? "Как бы чего не вышло". Оттого многие наши намерения и остаются лишь благими пожеланиями. Крестятся многие военнослужащие не только русской национальности. Большинство крещенных мною - татары и башкиры. Например, в декабре 2000 г. первым солдатом, которого я крестил, был татарин. Хорошо помню, в каких необычных условиях это происходило. Представьте, на вершине горы находится застава. На этой заставе взвод численностью значительно меньше положенной. Командир - старший лейтенант, недавний выпускник училища. Место простреливается со всех сторон. Добраться можно только на БМП, причем подъем занимает более часа. Оперативно туда попасть нельзя, и, если что-нибудь случиться, помощи солдатам ждать неоткуда. Времени на беседу с солдатами было отведено крайне мало. Мы говорили, как это обычно бывает, о том, что им ближе всего: о военной службе, о совести, о том, что их ждут и молятся о них. На беседу приходят, естественно, все, потому что всех зовут. Были там и солдаты православного происхождения, и те, чьи предки традиционно исповедовали ислам. Темы разговора близки каждому сидящему в палатке. И вот во время беседы я заметил, что один солдат хочет меня о чем-то спросить. Так бывает: многие подходят с индивидуальными вопросами. Этот же что-то хочет сказать, но мнется, обратиться не решается. Наконец, говорит: "Хочу креститься". По чертам его лица я понял, что передо мною татарин. Первый мой вопрос: "Понимаешь ли ты, что делаешь? Имеешь ли ты твердое намерение? Отдаешь ли себе отчет, что когда вернешься домой, от тебя могут отвернуться и родные, и близкие, потому что ты уже не будешь своим, для них ты предаешь ислам?" В ответ я услышал уверенное "да". Все мои сомнения отпали. Я спросил у него, верит ли он в основные христианские догматы. Это было некое десятиминутное оглашение: времени, к сожалению, больше не было. Впереди лишь четверть часа, а желание принять крещение было таким искренним и сильным! Вот вера, вот вода - что мешает креститься? Невозможно описать словами то особое чувство, которое возникает при совершении Таинства Крещения в полевых условиях. Нет, конечно, купели - вместо нее пластмассовый тазик. Мало воды, всего пара кружек - с ней большие проблемы. Нет белых крещальных одежд - вместо них камуфляж, да еще и не особо чистый. Но почти физически ощущаешь всю полноту Церкви Земной и Небесной, пришедшей к нему, солдату, берущему Крест Христов и готовящемуся следовать за Ним. Приходилось крестить и так: блиндаж, используемый в качестве столовой - вырытая землянка, где с трудом поместится десяток человек. Поскольку особо нашего приезда никто не ждал, натопить печку в этой землянке не успели. Да и "буржуйка" дает тепла совсем ничего. Температура внутри блиндажа полностью соответствует уличной: где-то минус 10. Солдаты стоят, накинув на плечи бушлаты. Мне в тонком подряснике тоже нежарко. К сожалению, нет возможности надеть фелонь, как это предписано требником при совершении Крещения. Крестильный ящичек с миром и принадлежностями у меня с собой. Для каждого новокрещеного приготовлен Новый Завет и молитвослов. Любой священник может подтвердить, что дважды в год, весной и осенью, поток призывников - будущих солдат, приходящих благословиться на службу в армии, достаточно велик. Многие приходят в храм впервые, для того, чтобы принять Крещение еще до того, как переступить порог военкомата. Еще до моей первой командировки Господь привел меня отпевать одного ОМОНовца - молодого парнишку, погибшего на рынке в Грозном. Ему едва исполнился 21 год. После отпевания спросил у командира отряда: "Почему Вы снова и снова отправляетесь в командировки на Кавказ?" Он ответил: "Вы знаете, туда просто тянет. Побывав на войне однажды, понимаешь, что уже не можешь так просто жить "по законам мирного времени"". И я тоже могу сказать, что когда вернулся впервые с Кавказа, первой мыслью было: туда больше ни ногой. Однако спустя всего неделю или две после возвращения уже начал вынашивать план второй командировки. У тех, кто прошел Афганистан, Чечню, другие "горячие точки", скорее всего, более сильного потрясения в жизни не было. Это событие буквально переворачивает жизнь. Когда встречаются ветераны той или иной войны, все их разговоры рано или поздно сводятся к армейским воспоминаниям. Так получается, что мы, военные священники, встречаясь и беседуя, тоже говорим в основном только об этом. И вот здесь хочется сказать о той колоссальной роли, которую играет Церковь в психологической и духовной реабилитации военнослужащих, прошедших боевые действия. Наше участие в этом должно быть деятельным и плодотворным. Сейчас подготовкой ветеранов вооруженных конфликтов к "обыкновенной мирной" жизни занимаются в основном психологи. Пусть они не обижаются на меня, но без благодатной помощи Церкви им никак не обойтись. Методы традиционной советской психологии (с греч. "душеведение") как-то умудрялись обходиться без самого понятия "душа". Восстановление же здоровья, как телесного, так и душевного, невозможно без покаяния, без огромной внутренней работы. Все же военнослужащие на войне не розы выращивают - им приходится и оружие применять, лишая другого человека - тоже создание Божие - жизни. Для священника одна из главных задач его пастырского служения - помогать человеку "стяжать дух мирен". Особо плодотворным, на мой взгляд, может быть сотрудничество современных военных психологов, знающих особенности психики военнослужащих, и духовенства, ведающего состояние души солдата. Не будем забывать и о благодатной помощи Божией. Священник, не совершая таинств на поле брани, может оказаться лишь дилетантом от психологии, способным натворить немало бед. К сожалению, деятельность военных психологов во многом осложнена писанием многочисленных бумаг. Эти бесконечные отчеты, исследования, на мой взгляд, оставляют военному психологу очень мало времени на индивидуальное общение с военнослужащими. Есть и еще такой тонкий момент. В понятии "военный психолог" ключевое слово первое - "военный". Он, волей-неволей, является либо начальником по отношению к солдатам и офицерам, либо подчиненным. А военный пастырь, священник, имеет особый статус. С одной стороны, он подчиняется командованию только в определенной степени - дисциплинарно, и в то же время есть то, что ограничивает его взаимодействие с армейским начальством. То есть командир части не может спрашивать у священника о том, что стало известно ему во время общения с военнослужащими на исповеди. Эта тайна неприкосновенна. Священник не имеет права ее сообщить никому. Скажу честно, пастырю в том, что касается души, солдаты доверяют и будут доверять больше, чем офицерам-воспитателям. Мне неоднократно приходилось исповедовать во время моих поездок. Тот, кто знал, что хочет именно исповедаться, подходил и прямо просил об исповеди. Но у некоторых побуждение к этому возникало и в результате личной беседы. А говорили мы чаще всего об ответственности за грех, последствиях греха, очищении от греха и от его последствий, о Таинстве Покаяния. Такие беседы были, как правило, строго индивидуальными. В основном это были первые исповеди. Добавлю, солдат тогда пойдет на исповедь к священнику в полку, когда он будет ему полностью доверять. Убежден, что необходимо восстановление института полкового священства, когда капеллан (воспользуемся этим термином) находится среди солдат и офицеров постоянно. Только тогда между ними установятся отношения как между пастырем и пасомыми. Только тогда помощь от священника будет реальной. Есть события, на которые нужно оперативно реагировать. Считаю, что физическое расстояние между священником и военнослужащими должно быть максимально коротким. Думаю, существует необходимость обобщения уникального опыта работы священников в военной обстановке, в том числе и литургической жизни на линии фронта. Хочу поблагодарить Сретенский монастырь за "Воинский требник" - это прекрасное издание, служащие подспорьем в нашем служении. В то же время не могу не посетовать на то, он не содержит молебна о Русском воинстве. Может быть, такой молебен и существует, но найти его мне пока не удалось, а потребность в нем весьма и весьма велика. Вот еще пример. Необходим официальный церковный чин Крещения в полевых условиях. Это чрезвычайно важно, потому что, если честно, совесть священника гложет за то, что он по необходимости сокращает чин Таинства Крещения. Лучше бы это делать вполне канонически правильно, в соответствии с официально определенными правилами. Или такая проблема. В полевых условиях в качестве повседневной одежды священнику приходится носить одежду, непривычную для его сана, попросту говоря, камуфляж, что тоже не очень-то согласуется с канонами. Необходимость ходить в камуфляже связана не только с тем, что ряса не совсем удобна для передвижений на бронетехнике. Священник - потенциальный объект посягательства боевиков: за его голову заплатят гораздо больше, чем за простого солдата. Однако носить такую же одежду, как и все вокруг, заставляет беспокойство не за собственную жизнь - за жизни тех, кто рядом: мина или фугас не будут выбирать. Пора уже разработать методические указания по тому, как священнослужителю необходимо себя вести в среде военнослужащих. Все же военная среда специфична. Здесь многие каноны и правила звучат по-другому. Если бы накопленные сведения и опыт были обобщены, то священник знал бы, например, что брать с собой в зону военных действий, а что оставить дома, как себя держать, о чем можно и нужно говорить с военнослужащими, а о чем нельзя категорически. У моих коллег уже накоплен некоторый уникальный опыт, и его необходимо распространять. Тем более нельзя не учитывать и того, что институт военного духовенства прекратил свое существование с приходом советской власти. Нам сейчас приходится буквально начинать все с нуля, и даже опыт, наколенный в этой области еще в императорской России, не всегда подходит. Мало того, что мы сейчас живем в другом обществе, - за почти вековой период изменились сами условия воинской службы, в том числе и характер и методы ведения боевых действий, а это влияет на духовное состояние нашей паствы. Главное, что я для себя вынес из личного опыта служения в среде военнослужащих - это то, что это нельзя прыгать через собственную голову: прежде чем поле засевать, его нужно вспахать. Пока к тебе не привыкнут, не будут считать тебя своим, не начнут тебя воспринимать как нормальное явление в воинской части, ничем серьезным заниматься не получится. Казалось бы, что может быть проще беседы с солдатами? Ан нет, опять же тебя будут нормально воспринимать, лишь когда ты будешь говорить не о каких-то абстрактных вещах, а о живых примерах. И более того, когда ты сам будешь таким живым примером. С солдатами крайне важен постоянный контакт. Каждые полгода приходит новое пополнение: четверть переменного состава в полку уволилась - на ее место пришли другие люди. И каждый раз священнику приходится начинать все заново, потому что новичкам твой авторитет, что называется, неважен. На вопрос, что для такое лично для меня священническое служение на войне, отвечу так. Священник на войне для того, чтобы поддержать воинов Христовых в трудную минуту. Оценить такую поддержку может только тот, кто сам там побывал. Представьте себе: в суровой армейской жизни вдруг оказывается, что кто-то о тебе подумал, позаботился. С одной стороны, это посторонний, незнакомый человек, странно одетый, говорящий о каких-то непонятных вещах. А с другой - это твой соотечественник, тоже сын страны, которую ты защищаешь. Он ценит твой подвиг и стремится тебе помочь. И, самое главное, он приходит к тебе со Словом Божиим по велению Спасителя идти ко всем труждающимся и обремененным. И ты явственно чувствуешь Его, Господа, промысел о себе. Понимаешь, что с тобой Христос и Его Церковь".
В целом во всех войнах и вооруженных конфликтах, в которых участвовали Вооруженные Силы современной России, Русская Православная Церковь оказывала им всяческое содействие и помощь. Священники делили с воинами все тяжести войны, возбуждали их дух, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли военнослужащих от ожесточения. Продолжается это и в наши дни. Сегодня при ведении боевых действий в локальных воинах и вооруженных конфликтах в рядах военнослужащих немало священников. Поступают они по морали: воин есть личность, "живой очаг веры и мужества". На опасных участках рядом с бойцами пребывают и служители Церкви. Можно рассказать о многих из них, но, наверное, самым показательным является пример отца Филарета, который под Грозным, не страшась огня снайперов, поспевал с помощью к нашим воинам. По отчаянью поступков, высоте человеческого самосознания, личной храбрости он оказался превыше всех похвал. Отец Филарет после излечения ран получил боевой орден и имеет духовное дерзновение вернуться в "родной полк". С напутствием Святейшего Патриарха теперь несут послушание в воинских коллективах священнослужители из многих республик и областей Российской Федерации, внося посильную ленту в возрождение духовной крепости Вооруженных Сил. После вступления России на путь демократических преобразований меняется не только окружающая нас жизнь, но и мировоззрение нашего народа. Однако эти изменения не всегда носят положительный характер. Бездуховность, смещение нравственных ориентиров, другие социальные болезни, поразившие общество, в той или иной степени коснулись и Российской армии, которая живет в идеологическом и духовно-нравственном вакууме, без сплачивающей общенациональной идеи. Молодежь, которая приходит служить, по большей части либо духовно неразвита, либо преклоняется перед западноевропейскими или американскими кумирами. Проводить воспитательную работу в создавшихся условиях, основываясь на, казалось бы, вечных ценностях, патриотизме, любви к своей Родине, верности военной присяге, становится все труднее и труднее. И здесь на помощь, как всегда в тяжелые времена, приходит Русская Православная Церковь. Возрождение государственно-патриотической идеи, традиций верного служения Отечеству в наше время невозможно без тесного взаимодействия армии и Церкви. Такое взаимодействие на сегодняшнем этапе развития нашего общества просто необходимо потому, что, говоря словами великого русского полководца Александра Васильевича Суворова из его знаменитой "Капральской тетради": "Безверное войско учить - все равно что железо перегорелое точить". Без Русской Православной Церкви, которая столетиями была вместе с армией и в мирное время, и в военное лихолетье, невозможна повседневная жизнь и деятельность российских Вооруженных Сил. Духовная окаменелость современной жизни не изжила в военном человеке потребности в слове Божием. Ощутимей становится тяга к религиозным корням. Проявляется это в желании многих военнослужащих участвовать в таинствах крещения, брака, рождения детей. Все больше становится возведенных храмов и церквей в военных гарнизонах, городках семей военнослужащих. И это не дань моде, а внутренняя потребность. Может сложиться впечатление, что священнослужитель, появляясь в воинском коллективе, подменяет органы воспитательной работы, и в дальнейшем, идя по такому пути, можно будет упростить воспитательные структуры, заменив их войсковыми священниками. Однако это не так. На современном этапе развития российской армии при том многообразии задач, которые стоят перед офицерами-воспитателями в воинских коллективах, речь может идти лишь об оказании конкретной помощи в решении вопросов нравственного воспитания военнослужащих, в духовной эволюции воинства российского, его мироощущения, что и происходит сегодня на деле. Церковь с тысячелетним опытом бытия на своей земле может сослужить добрую службу по воспитанию воинов на истории нашего Отечества, героических традициях предков. Возвышенный слог доверительнее, проникновеннее звучит из уст священника. Так, на основе Соглашения между министром обороны России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и в соответствии с Федеральным законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" по благословению Его Высокопреосвященства, Митрополита Воронежского и Липецкого, Высокопреосвященнейшего Мефодия началась работа по взаимодействию Военного института радиоэлектроники с Воронежско-Липецкой епархией с целью повышения духовного и нравственного уровня воспитания всех категорий военнослужащих и служащих института, оздоровления морально-психологического климата в воинских коллективах, развитию милосердия и веротерпимости. Импульс к такому взаимодействию был дан по сути дела снизу, от самих военнослужащих, у которых появилось тяготение к прежде отдаленной религии, и командованию института оставалось только поддержать их в этом стремлении и облечь его в более конкретные формы. Взаимное сотрудничество превратилось во множество осязаемых и вполне конкретных дел. Священнослужители стали полноправными участниками в праздновании знаменательных дат в истории России, Вооруженных Сил и нашего учебного заведения, практически всех воинских ритуалов, совершаемых военнослужащими института. Духовные напутствия выпускникам института, курсантам, принимающим присягу, оказывают неоценимое воздействие на военнослужащих, вдохновляя их на ратную службу. Традиционными стали освящение вооружения и военной техники, казармы, общежития, учебного корпуса, проведение совместных занятий и информирование военнослужащих по вопросам роли Православия в истории Российского государства и Вооруженных Сил, выступления священнослужителей с обобщением исторического опыта деятельности Русской Православной Церкви по оказанию помощи армии в период ведения войн и вооруженных конфликтов. Одной из граней сотрудничества армии и церкви стало довольно тесное взаимодействие Воронежской духовной семинарии с курсантами. Начиналось оно с отдельных выступлений священнослужителей перед военнослужащими института, а затем переросло в постоянно действующий факультатив у курсантов первых и вторых курсов "История Православия на Руси. Роль и место православного священнослужения в Российской армии". На этих занятиях курсанты получают необходимые знания по истории Православия, Русской Православной Церкви, Воронежско-Липецкой епархии. В простой и доступной форме преподаватели семинарии раскрывают военнослужащим значение христианских праздников, таинств и обрядов. С большим желанием и любовью курсанты оказали посильную помощь в восстановлении и благоустройстве храма во имя святых Кирилла и Мефодия. Используя довольно обширную видеотеку храма, в институте организован еженедельный показ видеофильмов для личного состава института об истории Православия, библейских сказаниях, традициях, обрядах и таинствах священного богослужения в рамках воспитательной телепрограммы "Православный час". Кроме того, благодаря священнослужителям храма организован еженедельный показ курсантам лучших образцов отечественного киноискусства. Проведенное социологическое исследование показало, что благодаря тесному взаимодействию с представителями Русской Православной Церкви более чем в 10 раз увеличилось количество военнослужащих, назвавших следование законам православия образом своей жизни, на 20% увеличилось количество курсантов, считающих себя верующими, и значительно сократилась категория людей, считающих религию историческим предрассудком. В целом около 51% опрошенных курсантов считает себя верующими, а 60% - православными. Но эта цифра может быть неточной, так как многие курсанты не считают обязательным отождествлять свою принадлежность к Православию непосредственно с верой в Бога. Кроме того, опрос показал, что у курсантов несколько повысился интерес к литературе религиозного содержания. Мероприятия, проводимые совместно с представителями Воронежско-Липецкой епархии, значительно повысили уровень военно-патриотического и нравственного воспитания военнослужащих и служащих института, внесли весомый вклад в расширение духовного мировоззрения военнослужащих и гражданского персонала института. Благодаря совместно проводимой работе значительно сократилось количество нарушений воинской дисциплины, заметно повышается культурный уровень воспитанников института. Благодаря тому, что командование института и священнослужители проводят совместные мероприятия на добровольной основе, с каждым годом значительно увеличивается количество курсантов, желающих участвовать в церковных обрядах. В первые годы сотрудничества лишь 50-60 % выпускников института желало получить духовное напутствие по окончанию института. В 2000 году духовное напутствие пожелали получить практически все выпускники вуза, а все курсанты набора этого года во время проведения опроса высказали желание участвовать в обряде освящения оружия и получить напутствие на ратную службу. Лишь 6 человек из 183 опрошенных попросили разъяснить им духовный смысл этого обряда и после разъяснения согласились в нем участвовать. Это еще и еще раз доказывает необходимость продолжения начатого сотрудничества и готовность курсантов института участвовать в нем. Заслуживает внимания опыт войсковой части 42754 инженерных войск, расположенной во Владимирской области, где переплетаются тяготы и лишения военной и церковной службы. В целях укрепления воинской дисциплины и морального духа армии командованием части было выдвинуто предложение о призыве в часть православных воинов, которое активно поддержало духовенство монастыря. В данную часть с 1992 года стали направлять православных призывников, и перед тем как попасть в полк, будущие солдаты должны были пожить в монастыре и пройти строгий отбор у священника. 17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил начальнику инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации икону и объявил Небесным покровителем инженерных войск Благоверного князи Даниила Московского. В части находится воинский храм в честь благоверного князя Даниила Московского. В современных условиях благодаря совместным усилиям заместителя командира войсковой части 42754 по воспитательной работе и настоятеля воинского храма сохраняются и преумножаются традиции и ритуалы российской армии и Русской Православной Церкви. Кроме устава, военнослужащие по призыву учат церковные тексты и поют в духовно-православном хоре инженерных войск. Поют в нем только церковные ребята, которые ходят на службы, исповедуются, причащаются, ведь им приходится исполнять не только военные и патриотические песни, но и петь за богослужением. Хор завоевал огромную популярность и не раз становился победителем различных фестивалей. Монастырь Свято-Смоленская Зосимова пустынь находится на территории войсковой части и основан схимонахом Зосимой в 1680-х годах. Данная пустынь была упразднена в 1722 году, затем возобновлена в 1728 году и снова упразднена в 1764 году. Вслед за тем была разорена и восстановлена только в 1869 году иеромонахом Прокопием, а с 1892 по 1900 год - наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Павлом. Свято-Смоленская Зосимова пустынь является ценным российским памятником архитектуры и истории культуры. До революции Зосимова пустынь была одним из духовных центров православия. Множество паломников приходило к прозорливым старцам (ныне канонизированным), преподобным Алексию и Герману. Их мощи, а также мощи первоначальника обители схимонаха Зосимы находятся в Смоленском соборе, там же чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Старец Зосима и предсказал, что возрождение армии начнется именно в этих местах. В результате тесного взаимодействия командования войсковой части 42754 и священнослужителей Свято-Смоленской Зосимовой пустыни удалось значительно повысить уровень воинской дисциплины, укрепить правопорядок, поднять моральный дух военнослужащих части. Для работы с верующими военнослужащими в Северо-Западном регионе разработан алгоритм, утвержденный командующим войсками Ленинградского военного округа. Священники нередко приглашаются в воинские части для проведения бесед с солдатами и сержантами, все чаще происходят встречи офицеров и членов их семей со служителями культа. В большинстве субъектов федерации на отправках в войска призывников присутствуют священнослужители. Некоторые воинские учреждения оказывают помощь в деятельности церковных воскресных школ. В военном гарнизоне Каменка в 2001 году по инициативе военнослужащих гарнизона и ряда предприятий Санкт-Петербурга построена и освящена православная церковь. Но все это лишь инициативы командования отдельных войсковых частей в рамках воспитательной работы с личным составом. В современных условиях назрело время в углублении сотрудничества Вооруженных Сил РФ и Русской Православной Церкви, особенно в вопросах укрепления морального духа армии. Общество, Вооруженные Силы, военнослужащие и особенно командный состав армии нуждаются в дополнении системы обучения и воспитания личного состава традиционными для России православными ценностями, способствующими решению задач боевой подготовки в современных условиях. А для этого в высших военно-учебных заведениях целесообразно ввести в программы обучения новые учебные курсы и дисциплины, раскрывающие эту проблему, например "Основы православной культуры и защита Отечества", "Религия и русская армия: история, традиции и современность", "Роль православия в морально-психологической подготовке военнослужащих" и т. п. Ведь в армиях развитых стран, опыт которых в значительной степени выступает одним из ориентиров в военной реформе России, существует достаточно мощная и отлаженная система использования религии и церкви, а также военного духовенства в обучении и воспитании войск.
[1] См. материалы http://www.nasledie.ru/oboz/N12_01/12_09.HTM [2] Материалы сайта http://nvo.ng.ru/wars/2000-04-14/8_capellan.html [3] Материал сайта http://www.pravoslavie.ru/guest/oandrejmilkin.htm
|
|
||
вернуться | к оглавлению | далее |
(C) Л.Н.Аруева, 2010 | Опубликовано на Энциклопедическом портале www.Russika.ru |