Глава 3Православная Церковь и Вооруженные Силы в современной России
3.1. Правовые основы взаимоотношений современной Российской армии и Церкви
"Существенным элементом современного военного строительства должно стать возрождение в Вооруженных Силах России славных русских боевых традиций, основанных на высокой духовности, идеалах верности, жертвенности, мужества и отваги". Митрополит Иоанн (Снычев) Конец 1980-х - начало 1990-х гг. характеризовались началом динамичного процесса изменения государственно-церковных отношений. 25 октября 1990 года был принят Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", который не предусматривал создания органов и должностей, "предназначенных для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповеданий" (ст. 8). Тем самым государство лишило себя законодательно закрепленных централизованных органов, организующих взаимодействие между государственными структурами и Церковью. Это, в частности, сказалось на развитии взаимоотношений Церкви с такими важными структурами государства, как Вооруженные Силы и специальные службы. Руководители министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования, были вынуждены самостоятельно (в лучшем случае при согласовании друг с другом) искать пути налаживания военно-церковных отношений. При этом основным объектом взаимодействия всеми была выбрана Русская Православная Церковь, имеющая в силовых структурах наибольшее количество последователей. Уже в начале 1990-х гг. в воинские части и на боевые корабли снова пришли священнослужители. И глубоко символично, что возрождение военного духовенства, как когда-то и его зарождение, началось на флоте. В 1992 году из Кронштадта в дальний поход вышел учебный корабль "Гангут", на борту которого находился настоятель Кронштадтского Владимирского собора отец Владислав. До 1992 года поиск путей сближения между военными структурами и религиозными организациями проходил на региональных уровнях: со стороны РПЦ - монастырь, храм (приход), со стороны армии - воинская часть (отдельный батальон, полк, бригада), дивизия, учебное заведение. С 1992 года к нему подключаются руководящие органы министерств и ведомств, а со стороны РПЦ - Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС). Впервые во всей его актуальности вопрос о проблемах духовного окормления военнослужащих Российской армии православным духовенством был поставлен перед военными структурами в октябре 1992 года участниками научно-практической конференции, организованной Православным Свято-Тихоновским богословским институтом в стенах академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. Конференция стала первой попыткой теоретического обоснования необходимости тесного сотрудничества армии с Церковью. Сам факт проведения подобной конференции красноречиво свидетельствует о том, что к этому времени в руководстве Вооруженных Сил сложилось понимание необходимости использования возможностей религии в воспитательной работе с военнослужащими. В этом же году Свято-Тихоновский богословский институт практически приступил к подготовке кадров военного духовенства из числа военнослужащих Российской армии, зачислив семь офицеров, представляющих Министерство обороны, пограничные войска и ФАПСИ, на первый курс вечернего отделения богословско-пастырского факультета. В январе 1993 года был принят Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих", в который вошли положения, связанные с обеспечением свободы совести и вероисповедания. В Законе отчетливо просматривалась направленность на максимально возможное соблюдение личных прав верующих военнослужащих, уважение их религиозных чувств. Вместе с тем здесь нашла применение юридическая норма о том, что реализация прав одних граждан не должна нарушать права и свободы других граждан. Для воинских коллективов эта норма особенно актуальна. Закон впервые определил, когда и в каком качестве военнослужащие могут участвовать в религиозных церемониях, проявлять свое отношение к религии, использовать религиозную символику, литературу и предметы культа. К концу 1993 года в российском законодательстве появились еще два важнейших нормативных акта, имеющих непосредственное отношение к регулированию военно-церковных отношений. Это Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, и Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 года, которым были утверждены Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Конституция (ст. 28) провозгласила, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Устав внутренней службы ВС РФ вменил в обязанность заместителей командиров (начальников) по воспитательной работе "организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего". Весной 1993 года произошло событие, знаменательное для налаживания двусторонних отношений армии и спецслужб с РПЦ. На состоявшейся в Гуманитарной академии Вооруженных Сил РФ международной научно-практической конференции "Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания военнослужащих армий России и США" принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своем докладе он выразил официальную позицию РПЦ к проблеме взаимодействия с армией: перспективная задача - создание института военного духовенства; текущая задача - активная пастырская и миссионерская работа. 8 июля 1993 года состоялся первый официальный контакт руководства Вооруженных Сил и священноначалия РПЦ - встреча председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и министра обороны П. С. Грачева. Митрополит Кирилл и министр обороны сошлись во мнении, что церковно-армейские контакты должны координироваться специальной комиссией, наделенной для этой работы соответствующими полномочиями. Переломным в отношениях между силами обеспечения безопасности России и Русской Православной Церковью стал 1994 год. Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение об организации взаимодействия с Вооруженными Силами России и правоохранительными учреждениями. 2 марта состоялось событие, соединившее прервавшуюся было нить, которая на протяжении тысячелетия связывала армию и Церковь. Патриарх и министр обороны подписали Совместное заявление, в котором отмечалось: "Сотрудничество Церкви и Российской армии <...> послужит укреплению духовно-нравственных начал в жизни российского воинства, расширит возможности для реализации прав верующих военнослужащих, поможет решить многие насущные проблемы, стоящие перед Российскими Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью". В апреле на заседании Коллегии Министерства обороны РФ было принято решение о введении в воспитательных структурах Вооруженных Сил должностей офицеров по связям с религиозными объединениями. В этот же месяц Патриарх направил руководителям синодальных учреждений, епархиальным преосвященным и ректорам духовных школ письмо, в котором предложил "программу претворения в жизнь задач участия Церкви в жизни российского воинства", включающую комплекс мер: от посещения священнослужителями военных гарнизонов, расположенных на территории каждой епархии, для проведения духовно-просветительских бесед, совершения богослужений, таинств и треб до содействия Вооруженным Силам в проведении призыва на военную службу через встречи с призывниками, в ходе которых раскрывать традиционное учение Православной Церкви о высоком долге защитника Отечества. В соответствии с Совместным заявлением был создан Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью, который уже на втором заседании принял Концепцию взаимодействия Российской армии и Русской Православной Церкви. Предусматривалось, что Комитет будет сотрудничать не только с РПЦ, но и с другими религиозными объединениями, причем их представители могут входить в его состав. Действительно, в нескольких заседаниях комитета принимали участие представители других конфессий, но в состав комитета не вводились и вскоре от участия в его работе отказались. В августе 1994 года в состав Координационного комитета ввели представителей министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования. Через них министерства и ведомства попытались регулировать свои отношения с Церковью. Но это оказалось малоэффективным. Если в марте 1994 года состоялось подписание совместных документов с Министерством внутренних дел, то в 1995 году: в марте - с Федеральной пограничной службой, в апреле - с Министерством по чрезвычайным ситуациям, в мае - с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, а затем и с большинством других силовых ведомств.
В 1995 году определением Священного синода был сформирован Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями (ОВВСПУ), его председателем назначен архимандрит Савва (Волков), с сентября 1995 г. - епископ Красногорский. Официально днем образования Отдела считается 6 октября 1995 года, когда определением Священного синода был утвержден его Устав. В соответствии с Уставом главной задачей Отдела является осуществление взаимодействия Московского Патриархата с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительной деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений, членов их семей, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. В настоящее время в Отделе работают 13 сотрудников, из них один - кадровый офицер в звании полковника, рукоположенный в сан священника. Кроме того, из каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение, в Отделе безвозмездно один день в неделю работает в качестве консультанта офицер. По мнению иерархов Русской Православной Церкви, создание Отдела позволило значительно активизировать церковно-армейские отношения. Руководство силовых министерств убедилось в том, что деятельность священников среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и психологический климат в коллективах, помогая предотвратить или минимизировать существовавшие и существующие, к сожалению, доселе негативные явления: неуставные взаимоотношения в армии, нарушения режима в исправительных учреждениях". Стремительными темпами в силовых структурах развивалась религиозная инфраструктура: строились и восстанавливались храмы и часовни, оборудовались молельные комнаты. К 2000 г. в воинских частях и учреждениях Министерства обороны насчитывалось 117 храмов, в погранвойсках - 7 храмов, в воинских частях и учебных заведениях МЧС - 20 храмов, в Федеральной службе налоговой полиции - один храм. В исправительных учреждениях Главного управления исполнения наказаний было почти 160 храмов и 660 молельных комнат. В воинских частях, дислоцированных в ближнем и дальнем зарубежье, постоянно действуют храмы. Под руководством Отдела пастырскую работу в войсках осуществляют приходские священники епархий, на территории которых эти воинские части расположены. В воинские части, командируемые в миротворческие контингенты в Боснию, Косово, Абхазию, а также в части, выполняющие воинский долг на Северном Кавказе - в Чечне и Дагестане, направлялись священники из епархий, где эти части были сформированы. Важным направлением в деятельности Отдела является организация богословского образования офицеров - заместителей командиров по воспитательной работе. Такое образование они получают, обучаясь очно или заочно в епархиальных духовных учебных заведениях. При Свято-Тихоновском богословском институте существует учебно-методический центр духовного образования военнослужащих, где читают лекции и сотрудники Отдела. Ежегодно в конференц-зале Отдела проходит торжественный акт вручения военнослужащим - выпускникам Свято-Тихоновского института дипломов военных катехизаторов. Отделом организовано чтение лекций преподавателями духовных учебных заведений в военных учебных заведениях, например в Московском юридическом институте. В Военной академии имени Петра Великого открыт факультет Православной культуры. В военных академиях и училищах ведутся факультативные занятия по богословию. После официального включения специальности "теология" в государственный реестр специальностей высших учебных заведений возможности деятельности Отдела по организации духовного образования офицеров значительно расширились. Налаживание взаимоотношений армии с религиозными объединениями находится на начальном этапе и пока больше ориентировано на Русскую Православную Церковь. Но главное, что процесс взаимного сближения начался и, несмотря на имеющиеся сложности, продолжает развиваться. 4 апреля 1997 года было подписано соглашение между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром обороны Российской Федерации. В соответствии с этим соглашением и на основе федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в частях и соединениях Российской Армии было организовано взаимодействие с представителями Русской Православной Церкви по таким направлениям, как патриотическое воспитание, нравственное и духовное просвещение военнослужащих, социальная защита военнослужащих и членов их семей, реализация религиозных потребностей военнослужащих и восстановление культовых сооружений. В настоящее время взаимоотношения Церкви и Вооруженных Сил основываются на следующих юридических документах: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О свободе слова, совести и религиозных объединениях", Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Приказ министра обороны РФ от 3 июля 1995 года № 235, совместное заявление, подписанное министром обороны РФ и Патриархом Московским и всея Руси Алексием 2 марта 1994 года. В соответствии с названным приказом министра обороны Российской Федерации работа по взаимодействию с религиозными объединениями строится на основе российского законодательства и используется в интересах возрождения российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству. Право военнослужащих на свободу совести и вероисповедания реализовывается без ущерба для боеготовности и решения учебно-боевых задач. Действующее законодательство разрешает военнослужащим в свободное от службы время участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частным лицам; запрещает использование служебных полномочий для пропаганды того или иного отношения к религии, а также создания религиозных объединений в воинских частях; определяет, что религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально; констатирует, что государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
2 марта 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановил "восстановить российский военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский крест". В Положении о государственных наградах Российской Федерации определено, что "в системе государственных наград <…> сохранены военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, <…> награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника".
|
|
||
вернуться | к оглавлению | далее |
(C) Л.Н.Аруева, 2010 | Опубликовано на Энциклопедическом портале www.Russika.ru |