Термин в Энциклопедическом Фонде

Эзотерическая культура

Эзотерическая культура (см. Эзотерический) - культура, складывающаяся под влиянием эзотерических учений. Ценности этой культуры воспроизводятся в рамках эзотерических движений эзотерическими группами, отдельными личностями. Э.к. начинает формироваться на Западе и на Востоке, начиная с V-VII вв. до н.э., окончательно складывается с конца XIX-начала XX столетия. Э.к. - своеобразное состояние культуры духовной и современной социокультурной динамики. Э.к. следует рассматривать как определенное социальное движение и мироощущение, суть которого можно охарактеризовать тремя, по крайней мере, положениями: 1) наш обыденный мир, наша культура во всем -своем многообразии оказываются -неистинными, иллюзорными; 2) существует иной мир (реальность) - истинный, где человек может обрести свое подлинное существование; 3) на пути в этот истинный мир человек должен изменить свою жизнь, переделать себя и стать личностью эзотерической. Исходя из этого, содержание Э.к. раскрывается в следующих основных понятиях: истина эзотерическая, реальность эзотерическая, личность эзотерическая, учение эзотерическое. В Э.к., истоки которой уходят в учения буддизма, христианства, гностиков, просматриваются две крупные волны эзотерического движения, привлекающего всеобщее внимание. Первая относится к рубежу XIX-XX вв. и связана с деятельностью Е. Блаватской, Р. Штейнера, Д. Кришнамурти и других, получивших признание в Европе и в России. К тому времени относилось создание теософских обществ и антропософии как мистического учения (основатель Р. Штейнер) о человеке, включающего методику самоусовершенствования и развития его скрытых способностей с целью духовного господства человека над природой. Психологическая наука того времени способствовала оформлению деятелями Э.к. квазинаучного характера своих идей. Истинное знание стало пониматься как продукт психотехники, смена форм - представляться трансформацией психической природы человека, а индивидуальность человека, следующего этой трансформации, - как личность эзотерическая. Вторая волна эзотерического движения относится к середине XX в. (Россию она захватила с конца 60-х гг.). В это время начинают появляться эзотерические группы и кружки, стали практиковаться йога, натуропатия, народная медицина, экстрасенсорика и т.п. Тогда же стал пробуждаться повышенный интерес к мировым религиям, приводящий к попыткам синтеза опыта различных типов культур в образе жизни и мировосприятия. Э.к. со времени ее зарождения развивается по двум направлениям. Одно исходит из идеи сверхчеловека, человека как некоего переходного существа, уходящего прочь от этой жизни. Другое связано со стремлением преобразовать именно эту жизнь, с раскрытием в обыкновенном человеке способности к порождению новых реальностей. Иначе говоря, Э.к. антиномична: либо уход от повседневной жизни и реальной культуры в мир иллюзий, либо преобразование жизни, культуры по канонам воображения. Э.к. предстает одной из основных культурных форм генезиса, кумуляции и восприятия социально значимого знания наряду с этической, эстетической, религиозной и рациональной формами. В контексте Э.к. создаются и апробируются различные культурные новации и, в первую очередь, новые типы индивидуальности и культурной самоидентификации.
Энциклопедический Фонд