Термин в Энциклопедическом Фонде

Фарзой

Фарзой - василевс (император-царь) Великой Скифии середины I века нашей эры, на золотых и серебряных монетах которого изображены скифская тамга (отчасти известная Скилуру и продолженная знаком Рюриковичей), орел, надпись древнегреческими буквами. Царь правил на землях будущей Руси, городов тиверцев (в энеолите - трипольцев) междуречья Днепра-Прута, чеканил свои монеты в Ольвии (Щукин 1994). Возможно, с ним имел дело правитель римской Мезии Плавтий Сильван, когда в 62 г. "подавил, начавшиеся было, волнения сарматов" (сарматов Фарзоя?) и вернул бастарнам заложников. Во второй половине I в. н. э. сарматские племена (роксоланы) освоили Северное Причерноморье и сосредоточились в непосредственной близости от провинции Мёзия. Ольвия, признав зависимость от сарматской элиты, во второй половине I столетия чеканила золотые и серебряные монеты от имени царей Фарзоя и Иненсимея (см.). На лицевой стороне золотых монет Фарзоя изображен портрет царя, на оборотной - орел. Начиная со II столетия в Ольвии размещается римский гарнизон. Позднее город включается в состав римской провинции Нижняя Мёзия, и в нем чеканят монеты с портретами римских императоров. Этимология имени многовариантна - от "парса-перса" до славянского ононима типа Борзой.
В исламе Фарз - действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин - строго наказан. Кто не верит в истинность этих обязательств - переходит в категорию неверующих. Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза. Фарз кифая - это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах.
Так как Фарзой (I века) явно не может быть родоначальником Фарсов (с VII века), то созвучие ононимов надо признать случайным. Монеты Фарзоя ходили в городе Тира (ныне Белгород-Днестровский) и иных населенных пунктах. Диаметр их примерно 2 см, вес около 7 граммов.
Голова царя Фарзоя ликом направлена вправо, прическа передана схематично и напоминает шапку, сзади головы видны развевающиеся концы диадемы, перед шеей расположен наклоненный немного вправо крылатый кадуцей, ручка которого состоит из тесно при-жатых друг к другу шариков, слева по краю монеты имеется ряд крупных точек. Об. с. Орел с приподнятыми крыльями, стоящий в три четверти вправо, в лапах едва про-сматривается тамга в форме двойной рогатки с шаровидными концами, справа немного выше уровня крыла орла помещена буква О (часть сокращенного этникона), ниже на место обычной для монет этого рода монограммы нанесена квадратная надчеканка, содержащая альфу с переломанной поперечной гастой - и дзету - ?. Вверху и внизу монеты видны остатки горизонтально расположенных надписей.
Вес монет согласуется с весовыми нормами чеканки римской золотой монеты в I в. н.э. и номинал определяется как ауреус.
На монетах подчеканены имена правителей времен Фарзоя и позже. Имена магистратов представлены начальными буквами Др... (в виде монограммы), Азл..., Мол..., Со... Надпись плиты, содержащая имя Скартаны, сына Азиэя, датируется первой половиной II в. н.э. (Трещева 1977: 166, табл. I, N 142), поэтому деятельность самого Азиэя протекала ранее. Последние монеты Фарзоя были отчеканены до 82 г. н.э. (Карышковский 1982: 72).
Надпись с именем Азиага относится ко II в. н.э. (Трещева 1977: 164, табл. I, N 100). В Ольвии после малочисленных эмиссий сестерциев (тетрассариев) рубежа I-II вв. н.э. и выпусков монет с именем Адоя в 20-х годах II в. н.э. наступает длительная остановка в работе монетного двора (на протяжении трех десятилетий).
Ко времени правления приемника Фарзоя Иненсимея (с конца 80-х или начала 90-х гг.) ощущалась нехватка золота, и с приходом к власти нового царя стали чеканить монеты из серебра (Карышковский: 144, рис. 1; 152). Поэтому, вероятно, в период, предшествующий их выпускам использовали те экземпляры легких ауреусов Фарзоя, на которых еще не было имен магистратов
В Тире в середине I в. н.э. были выпущены монеты с изображением, олицетворяющем римский сенат, и надписью, подтверждающей смысловое значение этого изображения, а в 70-е годы I в. н.э. были отчеканены медные монеты с головой императора и римским орлом, что явно свидетельствует о признании городом римской власти (Карышковский, Клейман 1985: 86, рис. 28, 7, 8; 88-93). С другой стороны в указанное время в регионе между Нижним Дунаем и Днестром происходили непрерывные военные конфликты между Римом и различными сарматскими народами (Карышковский, Клейман 1985: 92). Поэтому представляемые монеты Фарзоя могли быть занесены в этот город как войнами, так и торговыми операциями.
Торговые интересы округи могли обеспечить как Рим, так и варварские цари. В этом смысле трактуют фрагмент ольвийского декрета, в котором говорится о посольстве к гегемонам Мезии и царям Аорсии (см.: Сидоренко 1988: 86 сл.). Золотые монеты Фарзоя след не только влияния сарматом (тамги Фарзоя), но и Рима. Правда, орел - это символ Зевса, а сколоты-скифы считали Зевса своим прародителем (Геродот. IV). В лапах орла на статерах Фарзоя находится его родовой или личный знак - тамга. Возможно, данный символ был призван отразить и союзные отношения между Римом и Фарзоем. Фарзой был правителем аорсов (см.; Симоненко, Лобай 1991: 71-75, 85-88), а именно эти сарматы поддерживали Рим в 40-х годах I в. н.э. в римско-боспорской войне. С. Ю. Сапрыкин считает Фарзоя "римским клиентным правителем", ибо политика Рима в Северном Причерноморье преследовала одну цель - "связать местных царей с греческими городами путем союза-симмахии, но под своей опекой, а позже превратить клиентное или вассальное государство в римскую провинцию" (Сапрыкин 1997: 54, 55).
Энциклопедический Фонд