Термин в Энциклопедическом Фонде

Бастарны

Бастарны (пасторы, пастухи) - придунайский полиэтнос, взаимодействовавший в начале нашей эры (как бастарны-певкины) с венедами-праславянами.
Записанный в XVII - XVIII вв. рус. эпос отмечал: "Славен князь, оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастарна (бастарны, по сути, контролировали действия корыстолюбивых агафирсов), иде к полуносчи и град великий созда, во свое имя Славенск (типа Смоленск; Славенск Великий - будущий Новгород Великий; месторасположение реального Славенска до сих пор неясно) нарече. Скиф остался у Понта и Меотиса (Азовского моря)." Запись близка реалиям IV-II вв. до н.э.
Индоевропейцев-бастарнов литература ошибочно относит к германцам или кельтам, хотя эти воины-наемники были из разных народов, включали немало славян (как позже авары и болгары, ратники государства Само и подобных стран). Такие воины искали удачу по обе стороны низовий Дуная уже во времена Дария I, если не раньше. Умели строить укрепления (в итоге - бастионы), останавливать любых врагов, протестовать против всяких несправедливостей (созвучны - баста, забастовка). Связь бастарнов со славянами давно исследуют историки, лингвисты и археологи (Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. С.322, указатель). О них, возможно, напоминает и античное городище Пастырь (Пастырское; см.).
После исхода многих индоевропейцев около 4 тыс. лет назад из округи Черного моря и Каспия, перемещения по принципу туда-сюда прослеживаются неоднократно. Передвижения и по направлению Рим - Скифия наблюдались веками, например, еще в 358 и 354 гг. до н.э. Пеоны (паннонии: праславяне), реты (одна из групп "прарусов"), норики (другие праславяне), мисы-мизы (полиэтнос пограничий) у низовий Дуная откупались от Рима единым "иллирийским налогом". Под натиском Рима и враждебной части кельтов около 310 г. к низовьям Дуная ушли "иллирийцы-автариеи" (судоходы). Пройдя 23 дня пути, они "поселились в земле гетов, болотистой и необитаемой, около народа бастернов" (в эти места около 336 г. водил войска Александр Македонский). Геты и бастарны имеют многообразные связи с праславянством, но германофилы в науке (при диктате атлантизма) отвергают подобные связи. Но бастарны более 23 веков назад были соседями гетов, сравнительно дружелюбно принимали в свое соседство иллирийцев-праславян (в Иллирии указывают исходные земли славян и русские летописи; версию прорабатывали О.Н. Трубачев и другие видные лингвисты).
Царь бастарнов Клоилий (см.) около 175 г. до н.э привел на помощь македонскому царю Персею в борьбе против Рима по 10 тыс. всадников и пехотинцев, способных заменить павших всадников. К зиме бастарны при поддержке фракийцев и скордисков захватили почти всю Дарданию, начали даже совместные операции с галлами против нарождавшейся Римской империи. Император Август почти 20 веков назад незадолго до смерти писал: "О нашей дружбе просили через послов бастарны, скифы, цари сарматов, которые живут у реки Танаис и дальше, цари албанов (земли в основном Азербайджана)... ". Тем отмечалось взаимодействие народов у северных и восточных рубежей империи, иногда и единство их проскифской политики, к которой привлекались британцы и другие народы. Единство политики бастарнов, скифов, сарматов было очевидным. Тиберий Плавтий Сильван правил Мезией у низовий Дуная в 56-66 гг. н.э. Подавил "волнение сарматов, взял в качестве заложников сыновей царей бастарнов и роксоланов и братьев дакийских вождей, а затем отпустил их". Тиберий (Тиверий) - нередкое для Рима и Византии имя, напоминающее летописных "тиверцев", известных городами времен Скифии у Черного моря. Если были народы в честь Крива, Радко, Вятко, то кто мешал веками раньше племенам или общинам принимать имена в память об императоре или провинциальном правителе Тиберий? Тем более, тиверцы во многом наследовали земли агафирсов и бастарнов.
Политику переселений скифов в еще больших масштабах империя продолжала и позже.
Географ Страбон более 20 веков назад указал, что земли от низовий Истра до Борисфена заселяли тирагеты (у Тираса-Днестра), языги, сарматы и урги (уроги). "В глубине материка обитают также бастарны, быть может германская народность (это и провоцирует германизацию полиэтноса, как и венедов), и делятся на несколько племен. Одни из них называются атмонами (атаманами), другие - сидонами; те, что владеют Певкой, острово на Истре, носят название певкинов, а самые северные, обитающие на равнинах между Борисфеном и Танаисом, роксоланов" (Страбон. География в 17 книгах. М.,1964. УП: 3,12). Атаманы-бастарны по сути вводили в большую политику роксоланов как северное население своей Причерноморской державы. Не касаясь их этнической природы (праславяне, германцы, балты, финно-угры и т.п.), надо видеть, что они устойчиво были населением Великой Скифии, будущей Руси и России. По ряду данных, покорителя в 410 г. Рима "Алариха воспитала варварская Певка".
Во время войн Траяна у низовий Дуная царю даков Децебалу помогали царь роксоланов Сусаг и царь агафирсов (или иных сарматов) Сардоний, буры и бастарны. Мощные удары по империи наносили сарматы и близкие им народы в 139, 143, 156 и в последующие годы. Царь "свободных даков" Тарб вместе с сарматами, бастарнами, роксоланами, костобоками, буррами (наследниками Борея и Перуна) чуть не захватил севернее Дуная столицу римской Дакии. Население Малой Скифии у низовий Дуная отнимало земли у римских колонистов. Скифия в 268-270 гг. довела войска до 320-500 тыс. воинов и до 2-6 тыс. судов - двойного и большего числа "сравнительно с тем, с каким некогда вся Греция и вся Фессалия" пытались завоевать Трою. Троя - считалось - "выдумка поэтического стиля, а это относится к истинной истории". Сухопутные войска Скифии в VII-VI вв. до н.э. - при Ишпакае, Прототее, Арианте, Мадии, Антире (см.: цари) , думается, были не меньше, ибо последний - например, своими силами противостоял 700 тыс. воинам и 600 боевым кораблям Дария I.
Флот для разгрома Рима строила, с помощью и иноземных мастеров, почти вся Скифия, как это делала Русь и в Х в. Лес рубили на водоразделах и в верховьях крупных рек. Суда окончательно оснащались у низовий Днепра и Дона, ряда других водоемов. В походы на империю были вовлечены "различные скифские народности" (термин III-IV вв.) - но певки-бастарны назывались в ряду десятка других строителей и мореходов первыми.
Император Проб в 280 г., "заключив мир с персами, Проб вернулся во Фракии и поселил на римской земле сто тысяч бастернов ("детей славян", по эпосу), которые все сохранили верность Риму. Однако, когда он так же переселил очень многих людей из других народов, то есть "из гипедов, граутунгов (степняков, полян) и вандулов (вандалов; нередко этот эпизод в истории вандалов-праславян из Польши в науке игнорируют), то все они нарушили верность и, пока Проб был занят войной с тиранами, разбрелись по суше и по воде почти по всему миру и нанесли римской славе немало тяжких ударов. После разных превратностей и перемен военного счастья Проб разгромил их, и лишь немногие вернулись домой, считая для себя славой то, что они ускользнули из рук Проба".
"При содействии варваров", большинством вышедших из Скифии (прежде всего, бастарнов), Проб смог победить в Галлии, Испании и Британии ратников Прокула и Боноза, пытавшихся захватить императорскую власть. В округе Сирмия Проб стал плодить своеобразные военные поселения. Гора Альма была вскопана солдатами (во многом, бастарными) и засажена отборными виноградными лозами. Воины только за паек рыли каналы, осушали огромные болота. Это были яркие образцы административно-командной экономики. Император "радовал" приближенных тем, что они - как ратники - скоро "будут совсем не нужны". Осенью 282 г. обозленные солдаты его убили, а над могилой насыпали огромный курган - по типу знаменитых скифских. Возможно, как над Клоилием.
Бастарны (бастерны, бастернеи, певкины и т.п.), если певкином был Аларих I, участвовали в знаменитом разгроме Рима в 410 г. Они первыми отмечены среди скифских воинов, служивших Аэцию и императору Авиту около 451 - 455 гг. Потомство племени бастарнов указывалось между гетами и даками и около 500 г., но в целом народ все более исчезал в других полиэтносах - населении империи, аланах, антах, готах, гуннах и т.п., не исключая и славян Подунавья. Если о бастарнах как сородичах славян помнил позднесредневековый русский эпос, то внимание к этому античному народу Великой Скифии стоит сохранять или даже усилить.

Литература
ВДИ. 1947 - 1949; указ. 1950.
Энциклопедический Фонд