Валтасар ― сын последнего царя Вавилона Набонида, тезка по вавилонскому имени пророку Даниилу. Библейское имя Бел-шар-усура.
Полиэтнос вавилонян был в этот период скоплением многих народов, включая и не только арамеев, но и скифов. Скифы на стороне Мидии и Вавилона в 610 г. громили последнюю державшуюся ассирийскую крепость Харран, куда полторы тысячи лет назад уводил родных Авраам из халдейского Ура. Они помогли мидянам сокрушить последнего урартского царя Русу III (605 - 585) и, возможно, Русу IV. Скифскими стрелами в 590 г. покрыта вся Тушпа, столица Урарту у озера Ван. 585 г. принес крах Тейшебани. Бога Тейшебу связывают со славянским Даждьбогом. Скифские наемники активно проявляли себя и в Вавилоне, где в 605 - 562 гг. правил Наву-ходоно-сор II, зять Киак-сара, которому служили свои скифские дружины (множество других скифов Киак пригласил на пир, напоил и убил).
Вероятно, "вавилонские скифы" (периода скифского господства над всей Азией) помогли Вавилону разгромить египтян в 605 г. в Сирии при Кархемише, затем захватить и Палестину. Войска Навуходоносора в 601 г. подошли к границам Египта, позже грабили Аравию. Уже в 597 г. захватили Иерусалим и пленили более 3 тыс. иудеев. А в 587 г. вновь захватили восставший город и вывели в Вавилон (на земли нынешнего Ирака) свыше 9 тыс. пленных. Среди них был и будущий библейский пророк Иезекииль, который оформил представления иудеев о могуществе северных воинов образом Гога в земле Магог, "князя Роша" (Роса у греков: не знали "ш" и меняли на "с"), со Скифией. Византийцы по мере христианизации и называли Скифию Росией.
Если верить Иезекиилю и подобным авторам, войска "князя Роша" включали "многие народы", потомков Гомера (киммерийцев) и Фогармы (будущих армян или хазар), персов, эфиопов, ливийцев (африканцев из древних индоевропейцев). Там были многие тысячи "коней и всадников, (много) всех в полном вооружении в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами". Иудеи надеялись, что со временем бог пошлет "огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно". А полчища Гога, пришедшие "от краев севера", падут на горах Израиля. Семь лет луками, булавами, копьями, щитами и другим оружием дружин Гога жители городов Израиля мог ли бы топить свои очаги-древки шли вместо дров. Семь месяцев Израилю бы требовалось на похороны всех северных воинов, на очистку от них земли. Так иудеи надеялись, что "ограбят грабителей своих и оберут обирателей своих". Допускалось поедание "мяса мужей сильных" вперемежку с баранами, ягнятами, козлами и тельцами.
Среди скифских наемников, бравших Иерусалим, возможно, были Самгар-Нево, Нергал-Шарецер (известен и начальник магов-волхвов с таким именем), другие близкие вавилонскому царю лица. В эти годы в Афинах проявляют себя скифские философы Токсарис и Анахарсис (Ана-Хорс), встречавшиеся с самим Солоном (638 - 559).
Начальником евнухов (ими стала часть скифов в результате ограблений храмов Иштар; см.: Мадий) при Навуходоносоре оказался Асфеназ (Аскеназ, скиф, сын библейского Гомера). По воле царя он отобрал красивых и сметливых иудейских мальчиков для обучения и "годных служить в чертогах царских". Так Даниил, Ананий, Мисаил и Азарий получили от евнуха северные имена Валтасар, Седрах, Мисах, Авденаго. Даниил (Валтасар; Валта-Валда - древнее северное имя "могучих мужей", отсюда и "валтузить" - бить), позже известный как пророк, достиг высоких постов в Персии и провоцировал ее натиск - под флагом распространения веры в Яхве - на Скифию. Хотя кроме библейских есть и иные версии этого натиска: персы мстили северянам за древние походы на юг, персидские цари хотели породниться с царскими родами скифов, получать богатые дары от северян и т.п. Скифо-вавилонское Валтасар созвучно средневековым Вальдемару (князь славян Владимиру в скандинавских сагах), Валдаю и подобным ононимам-именам (в частности, Валданис - название Кубани начала средних веков).
Литература
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950.
Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота.
2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.