Эклога (Изборник) законов Византии - сборник византийских законов времен Льва Ш (см.), который был во многом обращен к выходцам с территории будущей Руси. В частности, достоверными внутренними делами Льва III наукой могут быть признаны Эклога, введение некоторых податей и исправление столичных стен.
Лев III, прекрасно осознав необходимость такого сборника, поручил дело его составления комиссии из выбранных им лиц. Результатом работы было опубликование от имени "мудрых и благочестивых императоров Льва и Константина" законодательного сборника, под названием Эклоги. Ныне чаще считают, что дата публикации Эклоги - март 726 г.
Заглавие Эклоги, что в переводе значит "выборка", "извлечение", дает понятие о ее источниках. В предисловии к Эклоге говорится, что законы, изданные предшествующими императорами, были написаны во многих книгах, и что смысл их для одних является трудно понимаемым, для других совершенно непонятным. Особенно для тех, кто не живет в богохранимом императорском граде. Под многими книгами, о которых говорит Эклога, подразумеваются занявшие место Юстиниановых законных книг (латинских подлинников) греческие переводы и различные комментарии. В гражданском праве Византии происходила значительная путаница. Эклога призывала, чтобы судьи должны "воздерживаться от всяких человеческих страстей, но от здравого помысла произносить решения истинной справедливости, не презирать нищего и не оставлять без обличения сильного, неправду деющего... Справедливо воздерживаться от всякого дароимания". Все служащие по судебным делам должны были получать определенное жалованье из императорского "благочестивого казначейства, с тем, чтобы они уже ничего не брали с какого бы то ни было лица, судимого у них, дабы не исполнилось на нас глаголемое пророком: 'Продаша на сребре праведнаго' (Амос 2, 6), и чтобы мы не навлекли на себя гнева Божия, сделавшись преступниками его заповедей".
Содержание самой Эклоги, разделявшейся на 18 титулов, касается главным образом гражданского права и лишь сравнительно немного уголовного. Речь идет о браке, обручении, о приданом, о завещаниях и о наследстве без завещания, об опеке, об отпущении рабов на свободу, о разного рода обязательствах (о продаже, покупке, найме и т.п.), о свидетелях; один титул содержит главу уголовного права о наказаниях. Здесь угадывается одна из предтечей "Русской Правды".
Эклога во многом отступала от Юстинианова права и иногда даже противоречила ему, так как приняла в себя решения обычного права и судебной практики, существовавших параллельно с официальным законодательством. В итоге Эклога во многом представляет значительный шаг вперед; например, во взгляде на брак можно отметить проведение более высоких, христианских начал. Глава о наказаниях изобилует телесными членовредительскими наказаниями, например, отсечение руки, урезание языка, ослепление, отрезание носа. Но Эклогу не считают варварским законом, так как в большинстве случаев эти наказания заступили место смертной казни. Исаврийские императоры как бы могли с полным основанием заявлять "о большем человеколюбии" своего законодательства. Эклога угрожала одинаковыми наказаниями знатным и простым, богатым и бедным, тогда как Юстинианово право, нередко без достаточного основания, налагает на них различные наказания. В ней обилие ссылок на Священное Писание для подтверждения того или другого юридического положения.
На протяжении VIII- IX вв., вплоть до вступления на престол Македонской династии (867 г.), Эклога служила руководством при юридическом преподавании вместо прежних институций и подвергалась неоднократно ученой переработке. Известны, например, Частная Эклога (Ecloga privata), Частная распространенная Эклога (Ecloga privata aucta). Когда со вступлением на престол Василия Македонянина (его современником был Рюрик) произошел поворот в пользу Юстиниановых законов, то узаконения исаврийцев были официально объявлены несообразностями (дословно "болтовней"), противоречащими божественному догмату и разрушающими спасительные законы.Тем не менее, государи Македонской династии заимствовали из осужденного ими же законника многие статьи и внесли их в свои законники. Этого мало: сама Эклога подверглась еще новой переработке.
Интересно, что Эклога Льва и Константина вошла позднее в состав судебных книг православной церкви, и в частности русской. Так, она находится в печатной русской Кормчей книге под заглавием: "Леона, царя премудрого, и Константина верной царю главизны" (т.e. главы). Есть и другие следы влияния Эклоги на древние памятники славянского законодательства.
Понятно, нельзя рассматривать Эклогу как "в высшей степени смелое нововведение" (это утверждал греческий византинист Папарригопуло). Реальное важное значение Эклоги в том, что с ее появлением начинается новый период в истории греко-римского или византийского права, тянувшийся до вступления на престол Македонской династии, т.е. до эпохи реставрации Юстинианова права. Лев III своей Эклогой пошел на встречу требованиям жизни и времени.
Литература
1. К.Н. Успенский. Очерки по истории Византии. М., 1917, т. 1, с. 216-218.
2. Ecloga, par. II, 13; русский перевод: В.Г. Васильевский. Законодательство иконоборцев. - ЖМНП, т. СХС1Х, 1878, с. 283-285.
3. P. Collinet. Byzantine Legislation from Justinian (565) to 1453. - Cambridge Medieval History, vol. IV,. 1923, p. 708 (датирует выход Эклоги мартом 740 г.).
4. V. Grumel. La Date de la promulgation de l'Ecloge de Leon III. - Echos d'Orient, vol. XXXIV, 1935, p. 331 (он датирует выход Эклоги мартом 741 г.).