Термин в Энциклопедическом Фонде
Школы Владимира - создание системы христианского образования в средневековой России, отчасти с использованием традиций античного образования (скол) Великой Скифии. Христианские общины Крыма и Приазовья изучали книги с первых веков нашей эры (см.: Андрей и т.п.).
Существование средневековых христианских школ в Киеве и Новгороде, на ряде погостов (античных пагусов) со времен Рюрика и Олега, Игоря и Ольги наукой доказана. Христианская система образования при Владимире и Ярославе Мудром вела окончательный натиск на языческую, церкви ставились "по тем местам, где прежде стояли кумиры". Крещение с 988 - 990 гг. проводилось Владимиром по всем городам и селам. С этого времени история образования на Руси сравнительно неплохо известна. Владимир придавал образовательной политике особое значение. "Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей, ибо не утвердились в вере, плакали о них как о мертвых. Когда отданы были в учение книжное, тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: "В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных". Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему устроению и по милости своей помиловал их бог..." (Повести "Древней" Руси, Л., 1984, с. 165).
Эра Гостомысла завершалась. Посадничал в Новгороде во времена Владимира первоначально Вышеслав, а затем Ярослав. "Обучение книжное" (христианским книгам) подчеркивало, что ранее было "обучение некнижное" (устное языческое, включая храмовые тексты и картины времен Токсариса). Матери приравнивали смену веры и такое учение к смерти детей, отрыву их от многотысячелетних традиций Отечества.
Байки о "косноязычности" скифов (другие авторы отмечали лаконичность и красоту скифской речи) известны со времен Анахарсиса. Долгое игнорирование скифами "учения книжного" и "божьего устроения" (во имя Христа) отмечали многие античные авторы. Но - например, - Иоанн Златоуст и его ученики указывали на распространение переводов священного писания на языки скифов и савроматов, на все основные языки раннесредневекового мира. Еще в V веке нашей эры.
Именно северная система воспитания в итоге привела к тому, что народы Скифии одержали окончательную победу над Римской империей и начали формировать Византию, во многом выражавшую образовательные ценности и интересы славян, их исторических союзников и соседей. Традиции Византии затем продолжала и Новгородско-Киевская Русь - архитектурой, литературой, всей культурой и философией. Между византийской н русской образовательными системами (как ранее между вавилонской и киммерийской, греческой и скифской) просматривается немало общего. Археологических и других подтверждений взаимосвязей систем все больше.
Литература
1. Новгородика: древний мир. Н., 1997. С.100 - 126.