Везиготы (вестготы, тервинги) - полиэтнос, часть гетов-готов, контролировавшая во II - IV вв. н.э. земли от округи Днестра до Днепра. Археологически представлены вариациями черняховской культуры, близкой антам. Дитрих Клауде в "Истории вестготов" суммировал современные представления по истории полиэтноса. Переводы этнонимов на русский: "вестготы" - западные, лучшие ("бест", почитатели Весты-Гестии, главной богини Скифии); "тервинги" - древляне, земные, лесные (связывают и с греческим "терас": чудовище, урод); "везиготы" - везучие, перемещающиеся и т.п.
По данным погребений, приход готов в область Вислы следует относить к I в. до н.э. Прежнее население было покорено, изгнано или ассимилировано. Около середины II в. н.э. готы двинулись на юг нынешних Молдавии, Украины и России.обратили свои взоры на юг. Ко времени императора Клавдия II (268-270) впервые появляются упоминания об остготах и вестготах как отдельных этносах (Wenskus, S. 472). Иордан считает, что они получили свои названия по географическому признаку. По мнению Клауде и близких ему авторов, компонент слова "остготы" происходит от *austra (сияющий), а в имени "вестготы" следует выделять индоевропейское *uesu (хороший), так что это хвалебные самоназвания (типа "славян" от славы).
При имп. Максимиине римляне согласились выплачивать выходцам из Скифии (Сарматии) ежегодную дань. Но и после этого войска из Скифии продолжали походы на империю.
При Константине Великом в 322 г. заключен договор, предоставлявший вестготам статус федератов, согласно которому они обязались за ежегодные выплаты оборонять границы империи и поставлять военные части для службы в императорских войсках (Stein, S. 198). Благодаря этому возросло римское влияние на вестготов, так как готские вспомогательные войска за время своей службы должны были ближе познакомиться с римским образом жизни.
В Южной России готы (несколько тысяч ?) попали под влияние сарматских кочевых племен и стали настолько сходны с ними по своему образу жизни, что римские источники не всегда различают германские и сарматские племена Южной России (Wenskus, S. 469). Характерный ландшафт, широкие южнорусские равнины, наверное, также способствовали "окочевливанию" готов.
Сарматскому влиянию, возможно, также следует приписывать введение в военную организацию десятичной системы. Эволюция королевской власти в течение южнорусского периода неясна. Иордан сообщает имена нескольких королей, не вошедших в генеалогическое древо Амалов.
Наряду со скифизацией (сарматизацией) за два века на землях от Дуная до Дона и южнее усиливалась и романизация готов. Их цари в римских и греческих источниках получали названия reguli и basiliskoi (Schmidt, S. 243), по-видимому, передававшие свою власть по наследству. Басилиск-василиск был продолжением титула "басилевсов" (царей) Скифии, а затем с ним связано наименование императоров (басилевсов) Византии. С причерноморской историей вестготов связаны такие яркие деятели готской истории как Атанарих, Вульфила и Аларих (см.).
Ко времени перехода через Дунай большинство вестготов были язычниками. По единодушному свидетельству источников, они решились на принятие христианства только после вступления на территорию империи. Так как заключивший с ними договор император Валент придерживался арианского вероисповедания, вестготы приняли арианство. Это вероучение сознательно уклонялось от христологических спекуляций; его приверженцы в догматическом отношении вернулись во времена до Никейского собора (325 г). и ссылались на Библию, в которой не встречаются понятия, разработанные св. Афанасием и его последователями (Schubert, S. 22).
На церковную организацию наложили свой отпечаток условия постоянных миграций. У народа был по крайней мере один епископ, который, в отличие от своих римских собратьев, не имел постоянного места жительства. Языком богослужения большинства был готский (Schubert, S. 23). Уже во Фракии появился готский праздничный календарь (Издан H. Achelis, Der aelteste deutsche Kalender, Zs. f. neutestamentl. Wiss. 1900, S. 308).
Эпоха миграций стала для вестготов периодом перехода от старых, в государственном отношении примитивных форм к становлению государства на римской земле и под римским влиянием. В течение этих 40 лет изменились этнический состав племени, внутреннее устройство, перестроившееся всвязи с усилением королевской власти, и религия вестготов. Народ, поселившийся в 418 г. в Аквитании, связан с вестготами, перешедшими в 376 г. через Дунай, только лишь этническим самосознанием.
Хронология истории везиготов. I в. до н. э. - Миграция готов в область Вислы. II в. н. э. - Продвижение готов в Южную Россию. III в. н. э. - Разделение племени на остготов и вестготов. 2-ая пол. III в. - Нападения готов на Римскую империю. Поселение в Дакии около 340 г. - Миссинерская деятельность Вульфилы. 369-372 гг. - Преследования христиан среди вестготов. около 375 г. - Нападения гуннов на остготов и вестготов. 376 г. - Вестготы просят принять их в Римскую империю. 378 г. - Победа вестготов над императором Валентом. 382 г. - Мирный договор с Римской империей. 395-410 гг. - Аларих I. 402 г. - Битва при Полленции. 408 г. - Первая осада Рима вестготами. 410 г. - Захват Рима. 410-415 гг. - Атаульф. 414 г. - Брак Атаульфа с Галлой Плацидией. 415 г. - Зигерих. 415-418 гг. - Валия. 418 г. - Мирный договор с Римской империей. Вестготы поселяются в Аквитании. 418-451 гг. - Теодерих I. 436-439 гг. - Война с Римской империей. 451 г. - Битва на Каталаунских полях. 451-453 гг. - Турисмунд. 453-466 гг. - Теодерих II. Первая кодификация вестготского права. 456 г. - Завоевание государства свевов. 466-484 гг. - Еврих. 466-476 гг. - Продолжение завоеваний в Южной Галлии. Анти-православная церковная политика. около 475 г. - Обнародование Кодекса Евриха. 484-507 гг. - Аларих II. 494-506 гг. - Завоевание большей части Испании. 506 г. - Обнародование Римского Закона Вестготов. Агдский собор. 507 г. - Поражение при Пуатье. 507-511 гг. - Гезалех. Франки захватывают почти все вестготские владения в Галлии. 511-526 гг. - Теодерих Великий (Дитрек Бернский в русских источниках ?). 526-531 гг. - Амаларих (далее по: Дитрих Клауде "История вестготов").