Термин в Энциклопедическом Фонде
Фиссагеты - народ к северу от второго владения будинов, находившегося у Танаиса (Дона). По данным Геродота, 25 - 27 вв. назад за донскими "будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя...".
Далее Геродот сообщал: "Из их земли текут четыре большие реки через область меотов (приазовцев) и впадают в так называемое озеро Меотиду. Названия этих рек: Лик, Оар (Волга?), Танаис (Дон), и Сиргис. Дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре. Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии - около 60 стадий друг от друга. Остатки этих укреплений сохранились еще до нашего времени. Пока царь занимался этим сооружением, преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию. При внезапном исчезновении скифов Дарий велел оставить наполовину незавершенные постройки и, так как скифы больше не появлялись, повернул на запад". (Геродот. История. Кн. 4. 22, 123, 124).
Трактовок этих сообщений - десятки. Если придерживаться версии о войне Дария против скифов за "два месяца" (блиц-криге), то все реки ищут у Приазовья. Центром событий оказывается существовавший тогда город Кремны (от которого затем якобы и пошло название Крым, Кром). Если допустить более длительный характер войны, то Дарий - возможно, - дошел до места сближения Дона и Волги (средневековому Саркелу, Белой Веже), откуда и вел путь к фиссагетам. Ныне их нередко связывают с дьяковской (а то и волосовской) культурой. Фиссагеты нередко археологически идентифицируются и населением округи Вислы (вислянами), позднеантичными "васи-вису" (они входили в державу короля Скифии Яромира-Германариха в IV в.н.э.) и средневековой "весью". Это было славяно-финнское объединение, среди нынешних потомков которого отмечают "вепсов" у Онежского озера. (Агеева Р.А. Страны и народы. 1990. С. 245).
Дарий по сути перерезал связи между фисса-гетами, масса-гетами (контролировали округу Каспия, разгромили до этого другого персидского царя Кира Великого) и собственно "гетами" (у низовий Дуная, в средние века признавались группой славян). Украинское "гет-ман" (глава воинов) может быть памятью о ратных подвигах различных групп гетов. Фисс - город на Афонской горе (священной для славян и ныне) во времена Геродота. Там, у горы, самые разные народы в древности строили большие каналы, мосты и вели другие трудоемкие работы. Рядом развивалась Фессалия, позже славная своим городом Фессалоники (Солунью, оттуда Кирилл и Мефодий). Фессалийцы считались иллирийцами, а близкими иллирийцам признают античных славян русские летописи и ряд крупных лингвистов. Вероятно, фииса-геты были архаичной группой северной ностратической общности, из которой постепенно выделялись северные финно-угры, славяне, балты и некоторые другие общины.
Главное - это был реальный античный народ (25 - 27 вв. назад), частично контролировавший юго-восточные земли Средневековой Руси (да и Новгородской земли). Ортодоксы (апологеты истории Руси примерно от Рюрика) это демонстративно игнорируют, тем самым блокируют и более полные знания россиян об их истории.
Если "фиссагеты" все же, действительно, античное упоминание средневековой "веси", то по данным летописей, "весь" уже около пяти тысяч лет назад входила в послеледниковый союз "русь, чюдь и вси языци".
По данным гето-алана Иордана, "вас ин абронков (весь в земле обронов)" к 375 г. вошла в державу короля Скифии и Германии Яромира (Германариха). Птолемей более 18 веков назад мог упоминать этот народ как "оссиев", арабы и германцы около 10 - 12 веков назад как "висси-вису" Определенная преемственность археологических культур в округе Прионежья прослеживается на глубину в несколько тысячелетий.