Общие сведения | Энциклопедия | Научные публикации | Публицистика | Новости | Каталоги | Авторы |
| На главную | О проекте | Контакты | | |
![]() |
Термин в Энциклопедическом Фонде
Белелюбский Николай Аполлонович
В 1862 г. окончил с золотой медалью Таганрогскую гимназию, а в 1867 г. - Петербургский институт инженеров путей сообщения. Занесен на Мраморную доску и оставлен в институте репетитором. В 1873 г. избран экстраординарным профессором по кафедре строительных материалов, а через три года - ординарным профессором. Первым практическим опытом Б. были работы (1877 - 1881) по проектированию и строительству "Обхода Веребьинского подъема". Веребьинский подъем считался самым аварийным и "узким местом" всей линии Николаевской ж.д. При строительстве были решены две сложнейшие инженерные задачи: возведение уникальной насыпи высотой 49 м и постройка мостовых опор в русле глубоководной р. Мсты впервые кессонным способом. Автор проекта Александровского моста через Волгу Самаро-Златоустовской железной дороги у г. Сызрани. При проектировании моста разработал метод расчета отверстий больших мостов, получивший широкое распространение. Мост раскосной системы - имеет 13 пролетов по 107 м, общей протяженностью 1483 м. В работах участвовало 2,5 тыс. человек. Первый поезд проследовал 30.08.1880 г. Вел активную педагогическую работу по подготовке специалистов для железных дорог страны. Кроме основного места службы читал курс в Горном институте, в Институте гражданских инженеров, Академии художеств и на Женских политехнических курсах а его труд "Курс строительной механики" (1885), самым популярным учебником для студентов и настольной книгой многих инженеров. Он говорил студентам: "Вы - будущие инженеры. Нет прекрасней доли. Вы будете проектировать и строить мосты. Это дело на века. Ищите лучших конструкций, приемов и способов строительства. Но не забудьте одного - быть хозяином своих строек. Не владельцами, а хозяевами, ибо строите для государства, для народа... По его инициативе были созданы "Общество воспомоществования недостаточным студентам" и "Общество изыскания средств для технического образования женщин". Стал первым председателем Совета Петроградских женских политехнических курсов. Главный строитель Обского моста (1897) - первого из мостов-гигантов Великого рельсового пути навсегда свяжет два самых крупных и значимых участка Транссиба - Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги. Впервые применены пролеты, которые перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа, а сам мост вошел в историю как крупнейшее сооружение Западно-Сибирской магистрали. "Симбирский - Николаевский - Свободы - Волжский" мост - последний и крупнейший из ста его мостов, сооруженных в России. 160 - метровые пролеты с высоты напоминают гигантский волны и органично вписываются в волжский пейзаж. На строительстве грандиозного по тем временам сооружения применялась новейшая в то время техника: кессоны, опускные колодцы, экскаваторы. Окончание (03.03.1913 - 05.10.1916) строительства означало многое для России, вовлеченной в то время в первую мировую войну. Принимал участие в разработке проектов петербургских мостов: Охтинского, Троицкого, Дворцового. Разработал способ наращивания кессонов при строительстве опор мостов, который впоследствии был назван термином "кессон-туфелька". Занимался испытаниями строительных материалов и был президентом Общества этой отрасли. Особое внимания уделял внешнему виду сооружений, особенно городских (возвышенные арки с затяжкой - Русановский в Киеве, Невский в Петербурге). Каждый из его мостов архитектурно-художественное произведение, сочетание практической пользы, красоты и прочности. Благодаря таким инженерам Россия почти не знала мостовых катастроф. Вершиной деятельности ученого стал "Романовский - Красный" мост с журными овальными решетчатыми пролетами (1913). О мировом признании выдающегося инженера свидетельствует тот факт, что он избирался почетным доктором инженерных наук Германии, Франции, Англии, почетным членом общества гражданских инженеров Франции, почетным членом Института бетона в Англии. На международных выставках: в Эдинбурге (1890), Чикаго (1893), Стокгольме (1897) и пяти, проходивших в Париже, - творчество Б. было представлено книгами, чертежами и моделями построенных по его проектам мостов. На Парижской выставке (1900) был удостоен высшей награды. Умер в Ленинграде и погребен на Новодевичьем кладбище. По свидетельствам современников слыл человеком высокой культуры и внутреннего содержания. Отличительными чертами основателя школы русских мостовиков и "поэта" мостостроения были скромность и материальное бескорыстие. Литература 1. Памяти проф. Николая Аполлоновича Белелюбского. М., 1923. 2. Прокофьев И.П. Николай Аполлонович Белелюбский. 1845-1922// Люди русской науки. М.-Л., 1948. Т.2; 3. Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил. Вып. 17. Л., 1949. 4. Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов //Вестник Московского университета. 1948. N 10. 5. Русские архитекторы и строители. М., 1952. С.109-115. 6. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 7. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза, Т. 1: 1836-1917 гг. - СПб., 1994; Т.2: 1917 - 1945. - СПб., 1997. 8. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990. |
|
|